В 1978 году во время экспериментов по изучению звука Фогель осуществил цифровую запись фрагмента игры на рояле с радиоприёмника. Воспроизводя записанный фрагмент с разной скоростью, он вдруг обнаружил, что при этом получается крайне интересное звучание – вроде бы очень похожее на настоящее фортепиано, но вроде бы и нет. Идея «революционного инструмента» была, наконец, найдена!
Райри и Фогель назвали открытый процесс «сэмплингом» (от английского слова «sample»,то есть «образец, пример»), а свой инструмент – «сэмплером». В современном мире нет, наверное, музыканта или даже увлекающегося музыкой подростка, который не слышал бы этого слова.
Построенный в том же году Fairlight CMI (CMI – просто сокращение от «Computer Musical Instrument», то есть «компьютерный музыкальный инструмент») был настоящим чудом техники. Клавиатура, дисплей, световое перо, фортепианная клавиатура и тяжёлый металлический корпус с электронной начинкой и двумя дисководами под 8-дюймовые дискеты (ещё одна тогдашняя техническая новинка!).
Объём памяти этого прибора может заставить вас засмеяться – он составлял 204 килобайта, то есть туда не то что современную видеоигру не загрузить, даже кусочек обычной цифровой фотографии еле влезет!
Но по тому времени это была память гигантская – скажем, популярный в конце 70-х годов домашний компьютер Apple II обладал в базовой комплектации памятью объемом 4 килобайта. Прописью: ЧЕТЫРЕ. КИЛОБАЙТА. Тем не менее, на нём писали программы и играли в видеоигры!
Однако вернёмся к Fairlight CMI. На дискетах ёмкостью 240 килобайт хранились сэмплы (то есть звуковые фрагменты) для загрузки в память инструмента. Также можно было записывать собственные сэмплы с микрофона и сохранять их на дискетах. Общая стоимость новинки была запредельно дорогой – на современные деньги порядка 10 миллионов рублей. Однако музыканты, которым Райри и Фогель продемонстрировали своё изобретение, были просто в восторге.
Про новый музыкальный инструмент вышла целая серия передачи «Завтрашний мир» на телеканале BBC; ведущий, в частности, высказал предположение, что в будущем созданный инженерами «электронный оркестр» сможет запросто заменить настоящих «живых» исполнителей.
В ответ музыкальный профсоюз Англии опубликовал встревоженную статью, в которой назвал «цифрового монстра» «смертельной угрозой для музыкантов». Телеведущий, кстати, оказался во многом прав – прошло всего 40 лет, и 90% современной популярной музыки создаётся и записывается именно на синтезаторах и сэмплерах!
Несмотря на очень высокую цену сэмплер Fairlight CMI приобрели практически все крупнейшие музыканты того времени. Всего было продано около 300 «Фейрлайтов». Этот инструмент – который сейчас кажется смешным, но в те времена казался чем-то запредельно космическим! – во многом определил общее звучание популярной музыки 80-х годов прошлого века.
Питер Гэбриэл («Sledgehammer»), Майкл Джексон («Thriller»), Хэрби Хэнкок («Rocket»), U2 («Unforgettable Fire»), Кейт Буш («Never for Ever»), Стиви Уандер («Happy Birthday»), Жан-Мишель Жарр («Magnetic Fields»)...
Мало? Алан Парсонс, Тревор Хорн, Энн Ленокс, Брайан Эно, Чик Кори, Марк Нопфлер, Стюард Коупленд, Дэвид Боуи, Дэвид Гилмор, Элвис Костелло, Клайв Смит...
Любой современный студийный синтезатор или музыкальный компьютер на 99% состоят из идей, впервые воплощённых именно в сэмплере Fairlight CMI. А ведь всё начиналось с мечты двух школьных друзей, обыкновенных мальчишек, влюблённых в компьютеры, электронику и музыку...
Комментарии 4