Когда я слышу в очередной раз восторженные слова в сторону Спинозы, рука тянется за таблеткой от изжоги. Гений! Кант о нем уважительно писал! (Тоже, прямо скажем, сомнительное доказательство его достоинств). Наш! Еврейский!! Гений!!! Писать так привыкли те, кто а) очень гордятся своим евреским происхождением, б) о том, что такое еврейство имеют самое туманное представление и в) ровно такое же представление имеют о Спинозе. Между тем, чтобы показать, что Спиноза не более, чем интеллектуальный фальшивомонетчик, многого не нужно. Нужно лишь прочитать 1 (прописью: одну) страницу его "Этики", которая считается главным трудом Бенедикта Спинозы. Я не шучу и не преувеличиваю. Потому что если, прочтя первую страницу "Этики", Вы не признаете Спинозу мошенником, то будете вынуждены признать его двоечником.
Обьясняю: Бенедикт Спиноза решил написать философский труд по примеру трудов математических. Сначала дать определения, потом обозначить аксиомы, а уже из них вывести все остальное в виде теорем. Поэтому никуда дальше первой страницы и не нужно идти. Тут действует логическое правило: из лжи можно вывести что угодно. Если определения, которые даются очевидно ошибочны, то дальше рассматривать теоремы бессмысленно. Они могут быть как ошибочными, так и правдивыми, но это не имеет ровно никакого значения, вся система не годится ни на что, даже на раскурку табака. Итак, давайте для примера возьмем несколько из его определений. Спиноза пишет:
3. Под субстанцией я подразумеваю то, что существует в себе и представляется само по себе, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образовываться.
Мой комментарий: ну, то, что Спиноза принципиально не пользовался ничем, чего логическая наука достигла за прошедшие тысячелетия, известно. Он просто очень не любил всех этих ваших Аристотелей и Маймонидов, не говоря уже о Бэконах и Аквинатов. Но до такой простой вещи, как закономерности человеческого мышления можно было бы и самому дойти. Невозможно мыслить что-то, не сравнивая это с чем-либо другим. Вот стоит стол, он деревянный, то есть его субстанцию мы представляем посредством чего-то уже известного, то есть дерева. Более того, стол есть предмет мебели, за которым можно писать или есть. То есть мы представляем его себе не только деревянным, но еще и родственником шкафа и кресла, но и отличаем его от этих родственников.
4. Под атрибутом я подразумеваю то, что разум представляет о субстанции как бы нечто, составляющее ее сущность.
Мой комментарий: Спиноза, ты сам то понял, что сказал? Только что ты говорил, что субстанция не нуждается в представлении другой вещи. А теперь говоришь, что субстанция нуждается в атрибуте, да еще и в разуме, которому она представляется. Атрибуты - это вот та же деревянность стола, его "мебельность". Теперь давай прикинем, другая ли вещь атрибут или она лишь часть субстанции. Деревянный стол. Деревянность - это зарактеристика только стола или шкафа тоже? Конечно, и шкафа тоже, тогда что за ерунда у тебя, Спиноза? Как у тебя атрибут неотделим от субстанции? А если отделим, то как же субстанция не нуждается в другой вещи для представления?
Но все это ерунда по сравнению с нумером 6:
6. Под Б-гом я подразумеваю абсолютно бесконечное существо, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечных атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.
7. Мой комментарий: понимаете, к чему ведет Спиноза? Вся предыдущая теология говорила, что Б-г един простым единством. Да, да, даже зристианская теология, которая говорит о трех ипостасях Б-га, когда говорит о б-жественной природе говорит об абсолютно простой единой природе. У Спинозы же Б-г - это такое бесконечное Лего, каждый кубик которого бесконечен. И вечен к тому же. Начиная от Аристотеля, все философы, начиная с Филона, все теологи считали, что Первоединое - едино абсолютным единством. Спиноза говорит свое решительное "нет" и получает вместо Б-га бесконечное множество богов. Или не совсем так? Да, не совсем так, он получает пантеизм, то есть учение о том, что весь мир в своем составном единстве и есть Б-г. И все бы ничего, в настоящее время каждый имеет свое право. Но, друг Бенедикт, сообщи мне заранее, что ты создаешь не философию, не науку, подобную математике, а набор догматов пантеистической веры. И у меня с тобой не будет никаких проблем. Врать не надо, только и всего.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев