1⃣ Первый основной главный фактор – это неправильное питание.
Неправильное питание сначала влияет на ум и через ум – на все остальное. Безусловно, оно влияет на тело тоже, но Упанишады утверждают, что пища, которую человек употребляет – одна треть пищи выводится, одна треть превращается в наше тело и одна треть, третья часть этой пищи влияет на ум, причем это происходит на клеточном уровне. У меня нет времени сейчас, чтобы подробно объяснить механизм этого, но аюрведа подробно объясняет механизм того, каким образом пища влияет на сознание на уровне клеточного пищеварения, на уровне усвоения продуктов, которые мы потребили сами внутрь.
На уровне клеток пищеварение начинает влиять на сознание человека, поэтому, конечно же, очень важно уделять внимание тому, что мы едим, качествам этой пищи, причем не только грубым, но и тонким. Например – если это пища консервированная – хорошая она или нет? Очевидно – нет, потому что там нет праны никакой, она может быть и вкусная, но там нет жизненной энергии в этом; пища, которая лежала в холодильнике долго, разогретая пища.
Самое большое количество правил в аюрведе касается приема еды, и я не буду вас осложнять ими, потому что все равно всем им следовать невозможно, но аюрведа уделяет этому такое большое внимание прежде всего потому, что пища влияет на сознание. К сожалению, в нашей современной культуре по той или иной причине очень распространен афоризм, что не то оскверняет, что в тебя входит, а то оскверняет, что из тебя выходит. Это слова апостола Павла, и многие люди руководствуются этим, говоря, что диета не важна, что не важно, что ты ешь, важно, чтобы ты действовал хорошо или еще что-то такое. Но вот вопрос: «Как из тебя что-то хорошее будет выходить, если то, что в тебя входит, – плохое?». Смысл этой цитаты не в том, что не важно, что ты ешь и не важно, что в тебя входит, важнее – что из тебя выходит, с этим я соглашусь полностью. Но это не значит, что не важно, что в тебя входит. Очень важно, потому что оно формирует наше сознание, формирует наш ум и через это начинает выводить из равновесия все на всех уровнях, потому что ум правит всем
2⃣ Второй фактор – неправильный образ жизни. Неправильный, нерегулярный образ жизни, который очень сильно влияет на ум, это, безусловно, прежде всего – нерегулярное питание, нерегулярный отход ко сну, все то, что связано конкретно с нашим расписанием. Я буду говорить об идеальном расписании и почему оно такое: во сколько человек встает, во сколько ложится спать или как он ест. Я хотел сказать, что идеальное время для того, чтобы есть – желательно, естественно, есть в одно и то же время. Почему? Потому что это очень большой, очень могущественный фактор влияния прежде всего на наше сознание, на наш ум. И самое лучшее время – это как раз около 12-ти часов. 2 часа, когда обычно в наше время люди едят – это слишком поздно – основной прием пищи, потому что уже пищеварение затруднено, оно находится в пике с 10-ти до 2-х часов, а пик его приходится на 12 часов, в полдень, на астрономический полдень, то есть, тут это ближе к часу будет.
3⃣ Третий фактор в высшей степени важный – это отсутствие отношений у человека. Мы знаем, что к сожалению, в современной культуре люди все более и более изолируются друг от друга, отношения становятся все более и более поверхностными. Все отношения сводятся к общению в социальных сетях. У людей нет по-настоящему глубоких отношений. По-настоящему глубокие отношения – это отношения с человеком, с которым вы можете быть самим собой, когда вам не нужно притворяться кем-то, когда вы можете полностью открыть сердце, когда у вас нет никаких тайн. И когда таких отношений у человека нет, будет страдать его ум, и через это будет страдать его здоровье. Это очень существенный фактор здоровья, скажем так, на всех уровнях. Люди сейчас предпочитают общаться с собаками – почему? По понятной причине, потому что с собакой все понятно: собака не предаст, собака не бросит, собака не изменит. Из-за того, что наши отношения на очень поверхностном уровне, сейчас они фальшивые достаточно, все время есть какие-то маски, притворство и так далее. Глубоких отношений нет и, в конце концов, страдает здоровье и выводится из равновесия, какое-то естественное наше состояние выходит из равновесного состояния
4⃣ Следующий момент в высшей степени важный – они все важные – эти 5 факторов, через которые аюрведа объясняет этиологию или происхождение болезней психосоматическое. Что происходит обычно с человеком? Послушайте очень внимательно, потому что это важная вещь. Мы не всегда можем свои эмоции выразить, особенно в социуме: есть нечто приемлемое для социума, есть нечто не приемлемое и мы подавляем эти эмоции – гнев, страх, еще что-то такое – мы не показываем, мы не подаем вида. И беда заключается в том, что эти эмоции никуда не деваются. Нам кажется, что их нет, мы их подавили, но они остались в нашем уме. Ум хранит в себе эти эмоции и основная беда заключается вот в чем: в том, что человеку очень неприятно этих эмоций касаться. Он не проживает их, не переживает их, они хранятся там, ему самому кажется, что их нет. Очень часто человек делает вид, что он весь из себя веселый, хороший, а внутри – там накопилась эта грусть, тоска, одиночество, гнев какой-то, страх, еще что-то такое. Что начинает происходить с этими эмоциями рано или поздно? Они из ума переходят в тело. Например, аюрведа говорит, что болезнь Паркинсона – очень страшное неизлечимое заболевание, когда человек начинает дрожать, – это подавленный гнев. Человек в течение жизни подавлял гнев, в конце концов этот гнев вырвался и превратился в эту болезнь, когда человек дрожит, потому что когда человек проявляет гнев, то что с ним получается? Он дрожит, правильно? Когда он сильно гневается. Теперь вся эта дрожь, которую вы не вывели наружу тем или иным способом… Я сейчас скажу, что с этим нужно делать. Это не значит, что надо вести себя как хочешь, но нужно отдавать себе отчет в том… Или другая вещь, в которую превращается подавленная эмоция. Например, подавленный гнев может превратиться в камни в желчном пузыре, потому что желчь связана с этой эмоцией гнева, и что происходит? Мы как бы задавливаем все это, это формирует этот вот камень. У большинства людей есть эта желчекаменная болезнь, в результате они пытаются избавиться от этого с помощью операции, но ничего хорошего не происходит.
Теперь другие неприятные эмоции – страх. Страх, я уже сказал, какая доша характерна для страха? Вата. Соответственно, страх, он с одной стороны приводит к сжатию, заметили, да, что инстинктивно человек, когда он пугается, он сжимается, с другой стороны он, так или иначе, вата отвечает за… Может жидкий стул появиться в результате страха, подавленной эмоции страха, эмоция переходит на какой-то физический уровень и превращается в хронические расстройства. И самое плохое, что бывает, когда этих эмоций накапливается слишком много и ум реально не разбирается с ними, не пытается их переварить, не выводит их. Иначе говоря, аюрведа утверждает, что помимо физического пищеварения есть еще какое пищеварение? Эмоциональное пищеварение. И человек должен свои эмоции вовремя переваривать или как-то выводить их наружу, чтоб они не оставались внутри. Если у нас какие-то токсины накапливаются в теле, это приводит к болезни, если ментальные токсины накапливаются, это еще в большей степени приводит к болезни. Когда много неприятных подавленных эмоций накапливается у человека, то в какой-то момент они выделяются в некую отдельную самостоятельную часть в уме. Мы не хотим иметь к этому никакого отношения, и у них появляется как бы некая самостоятельность внутри. К чему это приведет в конце концов? К раку, потому что что такое рак? Рак – это нечто, живущее самостоятельной жизнью у нас. Это все, что переходит из ума в нас и порождает такие неприятные явления, мягко выражаясь, неприятные явления. Особенно, если это обида какая-то, боль, с которой человек не разобрался. И что нужно с этим делать? Еще раз – суть не в том, чтобы проявить их. Если человек просто проявляет их – это не выход, суть в том, чтобы разобраться в них и таким образом переварить их.
Суть в том, чтобы не бояться погрузиться в эти эмоции, пережить эти эмоции, понять их и, в конце концов, разобраться и понять, что они абсолютно не рациональные, что они не нужны, что они вызваны какими-то ненужными программами в нашем уме. Это можно сделать, это можно сделать через медитацию, по крайней мере, через медитацию человеку могут помочь погрузиться туда, потому что, еще раз: инстинктивно мы их избегаем, нам кажется, что их нет, но они там и они вредят, они выводят из равновесия все – какие-то обиды, которые у нас есть. Мы знаем: психология с этим разбирается, иногда с детства эти обиды, с младенчества – вся эта боль, она там остается по очень простой причине – потому что человек не переварил все это. И буддхи, разум или интеллект, нужен как раз для того, чтобы человек мог это высвечивать внутри и каким-то образом переваривать, разбираться с этим и выводить их из себя, чтоб они не мешали.
5⃣ И, наконец, 5-ый фактор – это стресс, прежде всего стресс. И стресс – это всевозможные беспокойства: что будет, что случится, то, се, экономический кризис там. Иногда человек реально буквально в уме придумывает себе что-то. Это то, что описано в 1-ой главе «Бхагавад-гиты»: когда еще ничего не случилось, а мы уже страдаем. Почему? Потому, что ум привык, мы беспокоимся, потому что мы привыкли беспокоиться, хотя никакой причины нет. В «Бхагавад-гите» есть замечательный стих: джатасйа хи дхруво мритйур дхрувам джанма мритасйа ча тасмад апарихарйе ‘ртхе на твам шочитум архаси (Б.-г., 2.27) – если с чем-то ты не можешь ничего сделать, не беспокойся об этом, научись принимать спокойно неизбежное. Вот эта способность принимать что-то, что все равно произойдет, – очень важный фактор здоровья и, наоборот, неспособность – это очень важный фактор, который выводит здоровье человека из равновесия и приводит к очень печальным последствиям. Это, собственно, некие конкретные причины, как болезнь из ума переходит в тело через выведение из равновесия дош.
(Аюрведа. Москва. 03.09.2016)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев