Вопрос 109. Что такое паломничество /хадж/?
Ответ: Паломничество /хадж/ — это посещение Мекки (с намерением совершить поклонение) для исполнения определённых действий в определённое время.
Вопрос 110. Какое доказательство на обязательность совершения хаджа?
Ответ: Доказательство на обязательность совершения хаджа содержится в словах Всевышнего Аллаха:
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» Сура «Али ’Имран», аят 97.
Вопрос 111. Что является условиями действительности хаджа?
Ответ: Условий действительности хаджа пять:
1. Исповедание Ислама;
2. Наличие разума;
3. Достижение половой зрелости;
4. Свобода (иначе говоря, человек не является рабом);
5. Возможность.
Вопрос 112. Какие виды хаджа существуют (нусук)?
Ответ: Видов хаджа три:
1. Хадж ат-таматту’ /Прерываемое паломничество/;[1]
2. Хадж аль-киран /Совмещённое паломничество/;[2]
3. Хадж аль-ифрад /Самостоятельное паломничество/.[3]
Вопрос 113. Что является столпами хаджа?
Ответ: Столпов хаджа четыре:
1. Ихрам — это ритуальное состояние, в котором паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время;
2. Стояние в долине ’Арафат;
3. Основной обход вокруг Каабы /Таваф аль-Ифада/;
4. Ритуальное прохождение между холмами Сафа и Марва /Са’й/.
Вопрос 114. Что является обязательными действиями хаджа?
Ответ: Обязательных действий хаджа семь:
1. Вхождение в состояние ихрама из миката (специальное место, где паломник входит в состояние ихрама);
2. Стояние на ’Арафате вплоть до захода солнца для тех, кто пришёл туда днём;
3. Ночёвка в долине Муздалифа в ночь перед днём жертвоприношения;
4. Ночёвка в долине Мина в течение трёх ночей ташрика (11, 12, 13 числа Зуль-Хиджа);
5. Последовательное бросание камешков во все три столба;
6. Бритьё головы или стрижка волос;
7. Прощальный обход вокруг Каабы. Не совершает данное действие женщина с менструальным или послеродовым кровотечением.
Вопрос 115. Что является желательными действиями хаджа?
Ответ: Желательных действий хаджа много, в том числе:
Совершение полного омовения и умащение благовониями перед вступлением в ихрам;
Обход вокруг Ка‘бы, совершаемый по прибытию в Мекку для тех, кто вознамерился совершить хадж аль-ифрад, либо аль-кыран;
Совершение первых трёх кругов обхода вокруг Ка‘бы быстрым шагом. Это предписание распространяется на обход прибытия /таваф аль-кудум/;
Обнажение правого плеча при обходе Ка‘бы паломником-мужчиной. Это предписание распространяется на обход прибытия /таваф аль-кудум/;
Совершение молитвы в два рак’ата после обхода вокруг Ка‘бы;
Ночёвка в Мине в ночь ’Арафата;
Произнесение тальбии с момента вхождения в состояние ихрама и вплоть до бросания камешков в последний столб (джамрат аль-‘акаба) в День жертвоприношения;
Совершение полуденной /зухр/ и предвечерней /’аср/ молитвы, совмещая их во время, отведённое для полуденной молитвы, а также совмещение вечерней /магриб/ и ночной /’иша/ молитвы во время, отведённое для вечерней молитвы.
Вопрос 116. В чём отличие между столпами /рукн/ хаджа, её обязательными составляющими /ваджиб/ и желательными действиями /сунан/ хаджа?
Ответ: Столп /рукн/ — это то, без чего не будет действителен хадж.
Обязательные составляющие /ваджиб/ — это то, оставление чего обязывает совершить искупительное жертвоприношение.
Желательные действия /сунан/ — это те деяния, оставление которых не влечёт за собой искупительных действий и бремя греха.
Вопрос 117. Что запрещено человеку во время Хаджа и ’Умры в состоянии ихрама?
Ответ: Действия, запрещённые в состоянии ихрама, подразделяются на три вида:
Первый вид — это то, что запрещено как мужчинам, так и женщинам, а их семь:
1. Удаление волос с головы посредством сбривания и т.п;
2. Подстригание ногтей;
3. Умащение благовониями;
4. Заключение брачного договора;
5. Прикосновение к женщине с вожделением;
6. Половая близость;
7. Убийство охотничьей добычи.
Второй вид — это такие действия, которые запрещены только мужчинам, а их два:
1. Покрывание головы головным убором;
2. Надевание сшитой одежды, которая скроена по форме какой-либо части человеческого тела.
Третий вид — это такие действия, которые запрещены только женщинам, а их два:
1. Надевание вуали /никаб/ или чадры /бурку’/;
2. Надевание перчаток.
Вопрос 118. В чём заключается достоинства хаджа?
Ответ: Хадж имеет множество достоинств, наиболее важными из которых являются следующие:
Объединение мусульман со всех стран мира, достижение взаимной симпатии, любви между собой и обретение новых знакомств.
Хадж демонстрирует единство мусульман, а также то, что они являются единой общиной. Они объединяются в одном месте, в одно время, в одинаковой одежде, и нет разницы между богатым и бедным, арабом и не арабом, белым и чёрным.
Хадж напоминает о Последнем дне, а также о предстоящем стоянии рабов Аллаха перед Всевышнем Аллахом в День Воскресения.
[1] Хадж ат-таматту‘— совершение и малого /‘умра/, и большого /хадж/ паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца Зуль-Хиджа для совершения обрядов хаджа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение «хадж ат-таматту‘» не допускается.
[2] Хадж аль-кыран — совершение хаджа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников.
[3] Хадж аль-ифрад — совершение одного только хаджа без совершения умры.
Присоединиться к группе: https://ok.ru/putprorokov
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
«Кто отправится утром в мечеть только для того, чтобы изучить благое или обучить ему (людей), тому (запишется награда), подобная награде паломника, совершившего полноценный хадж».*
Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир» с неплохой цепочкой передатчиков. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, достоверным. См. «Сахих ат-Таргыб», хадис № 86
*Сказал хафиз аль-Иракы (2/317): «Цепочка передатчиков (этого хадиса) хорошая». Его же передал аль-Хаким, 1/91, но в его версии сказано:
«… тому (запишется награда), подобная награде того, кто совершил полноценное малое паломничество (умру)».
После этого в версии аль-Хакима сказано: «А кто отправится в мечеть вечером только для того, чтобы изучить благое или обучить ему (людей), тому (запишется награда), подобная награде паломника, совершившего полноценный хадж».
Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным в соответствии с условием аль-Бухарии с ним согласился аз-Захаб...ЕщёАбу Умама, да будет доволен им Аллах, поведал о том, что пророк ﷺ сказал:
«Кто отправится утром в мечеть только для того, чтобы изучить благое или обучить ему (людей), тому (запишется награда), подобная награде паломника, совершившего полноценный хадж».*
Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир» с неплохой цепочкой передатчиков. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, достоверным. См. «Сахих ат-Таргыб», хадис № 86
*Сказал хафиз аль-Иракы (2/317): «Цепочка передатчиков (этого хадиса) хорошая». Его же передал аль-Хаким, 1/91, но в его версии сказано:
«… тому (запишется награда), подобная награде того, кто совершил полноценное малое паломничество (умру)».
После этого в версии аль-Хакима сказано: «А кто отправится в мечеть вечером только для того, чтобы изучить благое или обучить ему (людей), тому (запишется награда), подобная награде паломника, совершившего полноценный хадж».
Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным в соответствии с условием аль-Бухарии с ним согласился аз-Захаби.