Много интересного могут поведать они.
Идея собрать вместе лучших животноводов бывшего колхоза «Ленинский путь», который прежде гремел на всю страну, у директора Тереховского ДК Нины Васильевны Постниковой возникла давно. В преддверии нового года ей удалось воплотить задумку в жизнь.
Встреча состоялась в доме бывшей доярки, орденононосицы Марии Григорьевны Рудаковой. Живёт она на улице Солнечной в добротном доме на окраине Котово.
Хозяйка и её дочь Алла Егоровна приветливо встретили гостей. Посиделки за чашкой чая устроили в просторной отапливаемой летней кухне. Здесь, так же как и во всём доме селянки, кругом цветы, а ещё коврики и салфетки, связанные её умелыми руками.
Поддержка Сталинихи
На ферму Мария пришла работать дояркой в далёком 1960-ом году. Было ей 19. Нелёгкому делу 45 лет отдала. Около двух десятков лет доила бурёнок вручную. Это дело для неё было не в новинку. В семейном подворье держали двух коров, телят, лошадей, поросят, с которыми девушка легко управлялась. Но одно дело двух бурёнок подоить, другое – 25! Нагрузка колоссальная.
– Ой, да я чи не справлюсь со всеми коровами! – растерялась я в первый же рабочий день. – А одна старая доярка, звали её Сталиниха, мне сказала: «не бойся, деточка, мы будем тебе помогать, справишься». И это успокоило, я поверила в свои силы. Действительно, опытные работницы давали дельные советы, помогали. Сложно мне пришлось на первых порах. Всё на ферме делали тогда вручную: коров доили, корма раздавали. Фураж мешками носили, а потом запаривали его в бочках, и бурёнкам раздавали. Рук после такой работы не чувствовала. В три ночи вставала, чтобы всех коров подоить. На первотёлках труднее всего пришлось. Раздоить их – тяжёлое дело. Коровы бьются, к себе не подпускают. Вымя разнесёт, оно горит у них, а не подступишься. У меня все ноги и руки были синими от брыкания бурёнок.
Не раз Мария плакала, на ферму идти не хотелось. Опытные доярки утешали, и девушка постепенно втянулась в работу. В начале семидесятых годов стало легче. На помощь дояркам пришла механическая дойка, корма для животных стали подавать по транспортёрам.
За годы работы Мария в совершенстве овладела всеми премудростями профессии. Коровы у неё были всегда чистенькие, холёные. Каждая бурёнка в год до 3.5 тысячи кг молока давала. По тем временам это были очень хорошие показатели. Да к тому же молоко – высшего качества с высокой жирностью. Все эти и другие показатели, такие, например, как сохранность телят, учитывались, когда присваивали Марии Рудаковой звание «Мастер машинного доения».
– У нас колхоз был показательный, за опытом приезжали со всей области. По 2-3 раза в месяц гости были, – вспоминает хозяйка дома.
На вопрос, что самое главное в работе доярки, она, не задумываясь, отвечает:
– Прежде всего, животных надо любить. Я с раннего детства за ними ухаживала. Всегда это дело нравилось, потому и 45 лет ферме отдала. Ветеран труда, орденом Трудовой Славы награждена.
Мария Григорьевна довольна своей судьбой. И на работе у неё почёт, и семейная жизнь сложилась. Но, к сожалению, уже овдовела. Вместе с мужем Егором Петровичем вырастила двоих детей. Дочь на пенсии, работала начальником ОТК на канатной фабрике. Сын Виктор трудится на мукомольном заводе, живёт соседнем доме.
Теперь у бывшей доярки четверо внуков и шесть правнуков. Выйдя на пенсию, воспитывала внуков, многие из них по два высших образования имеют, занимают высокие посты. Внучка Анжела живёт в Канаде, скоро в гости к бабушке приедет.
Летом Мария Григорьевна любит возиться в огороде, а когда заканчивается сезон вязанием занимается. Связанные половички да салфетки раздаривает родным и знакомым. Вот и всем участникам посиделок преподнесла по такому презенту, который будет хранить тепло её заботливых рук.
Поначалу было уморно
На встречу с коллегами бывшая доярка Александра Ивановна Кофанова принесла часть своих наград. Самые значимые – правительственные – ордена Трудовой Славы и «Знак Почёта», медаль «Ветеран труда».
После окончания десятилетки поступала Александра в Старооскольский кооперативный техникум. Неплохо сдала вступительные экзамены, всего одного балла не хватило ей, чтобы стать студенткой. Вернулась в родное Котово. В их семье семеро детей. Жили бедно. Надо было идти работать. Подруга предложила: «Иди к нам дояркой, а через год снова в техникум поступай». Александра так и сделала.
– В 1966-ом пришла я на ферму. Сначала очень трудно было, но деньги по тем временам неплохие платили. Я год проработала, и что-то расхотелось готовиться в техникум, – рассказывала Александра Ивановна.– Прошёл и третий год, и пятый. О техникуме и думать забыла, на ферме осталась. Поначалу там очень уморно было. Руки из-за дойки немели, я плакала от боли, никаких сил не было! Бывало, дома поплачу, а на ферме вовсю стараюсь. Хотелось выбиться в передовики. Доярки на обед домой идут, а я с коровами оставалась, чтобы больше внимания им уделить. Бурёнки у меня всегда чистенькие были, ухоженные, (в то время мы им даже хвосты мыли), вволю накормленные. Начальство меня подхваливало. А когда я первотёлок хорошо раздоила, тут уж большое молоко пошло. Меня стали почитать. О смене профессии забыла вообще. Я и внешне трошечки преобразилась, наряды красивые покупала. Руководил тогда колхозом Николай Иванович Чубыкин. Под его руководством я 27 лет проработала. Он хотя очень строгий и требовательным был, но справедливый. За хорошую работу почитал. У меня одни из самых высоких надоев были, получала за это грамоты и подарки. И на ВДНХ меня посылали, путёвку в Венгрию давали. Где я только не путешествовала! Общественную работу вела. Была депутатов и местного, и областного советов. В 1971 –ом вышла замуж за Ивана Кофанова, колхозного водителя, через год Наталью родила. Сейчас она в торговле работает, в Осколе, а супруга уже нет.
Всю жизнь прожила я в Котово, никогда не пожалела, что осталась на ферме.
– А как интересно да весело в то время мы отмечали День сельского хозяйства! – Напомнила коллеге Мария Григорьевна. – Николай Иванович хорошо умел всё организовать. С уходом Чубыкина многое изменилось на ферме не в лучшую сторону. А когда колхоз развалился, вообще сердце кровью обливалось! В нём 980 дойных коров было и всё прахом пошло.
Женщины с болью вспоминали то время.
А о строгом Чубыкине, с уважением говорили:
– Бывало, рано утром приедет на ферму, и интересуется у доярок: «что вам надо, чтобы повысить надои?» А мы перечислять начинаем. После обеда приходим, необходимые корма для бурёнок уже лежат на ферме.
Беспокойное хозяйство Нины Матвеевны
Почти одновременно с Александрой Ивановной Кофановой, с 1966 года трудилась на ферме телятницей Нина Матвеевна Рудакова.
– Я родом из Городища, а муж мой Иван Павлович из Котово. Он водителем на бензовозе в колхозе работал. В 1964-ом мы поженились, через год Юрий родился. В декрете я, считай, совсем и не была. Свекровь с сыном сидела, а я на ферме работала. Приду, покормлю мальчика, и опять к телятам. Так и крутилась. Да и дома большое хозяйство было – две коровы, поросята, гуси, утки, индюки. Отдых только снился. 41 год я ферме отдала. Всё время за телятами ухаживала, в моей группе их было в среднем 60 голов. Так же, как и доярки, всё вручную делала. Воду для них горячую и холодную в запарник на коромыслах носила. По 180 вёдер за день. А столько надо было переносить за месяц, год! Всю воду в бочку сливали. Бывало, падала, обливаясь водой с ног до головы. Горячей сколько раз обжигалась! Всё случалось. И мочу вёдрами за телятами выносила. Зимой руки так сильно мёрзли, что никакие варежки не спасали. Радовалась я, что благодаря хорошему уходу за телятами, сбалансированным кормам, получала высокие привесы. Телятам в то время и обрат давали, и сухое молоко. Они как на дрожжах и росли. В день привесы достигали по 900 грамм, а то и больше килограмма. Почётные грамоты и подарки мне за труд давали, а вот звание «Ветеран труда» так и не получила, поскольку не было государственных наград, – тяжело вздохнула пожилая женщина. – Работала я всегда с душой, нередко жертвуя временем для семьи. Вырастила вместе с мужем, которого уже нет в живых, сына и дочь. Оба работают, живут в Котово. У меня трое внучек, все в городе трудятся. Моя жизнь неплохо сложилась. Летом люблю огородом заниматься, все фрукты-овощи свои.
Животноводы ещё долго говорили о работе на ферме. Вспоминали добрым словом коллег, с которыми вместе трудились. Многих из этих женщин уже нет в живых. Но память они о себе оставили. Войдут в историю и участники посиделок. Интересно было слушать их рассказы и удивляться, сколько же пришлось вынести на своих хрупких плечах этим скромным труженицам! В том, что колхоз, в котором работали, добивался больших достижений, есть и их немалая заслуга.
Валентина ПАЮСОВА
Фото автора
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев