Ежемгновенно возникают и исчезают одна за другой духовно-душевные функции.
Все внутри нас, физическое и психическое, равно как все во внешнем мире, изменяется каждый момент.
Возможно, мы и раньше знали, что это правда, могли понять это интеллектуально.
Однако теперь, благодаря практике випассана-бхаваны, мы эту реальность непостоянства ощущаем
прямо, в границах нашего телесного устройства.
Только Прямое переживание преходящести ощущений дает нам доказательство эфемерности нашей природы.
Всякая частица тела, всякий умственный процесс находится в состоянии постоянного потока.
Нет ничего, что остается вне единого момента,
нет никакого твердого ядра, к которому можно было бы привязаться,
нет никакой опоры,
ничего, что мы могли бы назвать «я» или «моим».
Это «я» есть в действительности всего лишь сочетание постоянно меняющихся взаимосвязаных процессов.
Так медитирующий приходит к переживанию второго основополагающего аспекта реальности — анатта (анатта- пали , анатман- санскр), что означает:
нет реального «я», нет постоянства личности, или «эго».
«Я», которому мы так преданы, есть иллюзия, созданная сочетанием постоянно текущих психических и физических процессов.
Исследовав тело и ум до самых глубин, мы видим, что там нет никакого неизменного ядра, никакой сущности,
которая оставалась бы независимой от процессов, ничего неподвластного от закона непостоянства.
Есть только некий безличный феномен, меняющийся помимо нашего контроля.
Затем становится ясной еще один аспект реальности:
любое усилие удержаться за нечто, говоря: «Это я, это мое»,
непременно делает нас несчастными, потому что рано или поздно это нечто, к которому мы привязаны, м̶и̶н̶е̶т минует;
или же минует само это «я».
Привязанность к тому, что преходяще, непостоянно, призрачно и вне нашего контроля, — это есть страдание, дуккха.
(Дуккха- санскр- семантически "плохо", "не так, как хотелось", "неудовлетворённость") .
Мы понимаем все это не потому, что кто-то нам так сказал, а потому, что пережили данный факт внутри себя, наблюдая ощущения в своем теле.
Тогда как же нам не делать себя несчастными?
Как нам жить без страдания?
Достаточно просто наблюдать и не реагировать:
вместо того, чтобы стараться удержать одно переживание и избегнуть другого,
притягивать это,
отталкивать то,
мы просто объективно рассматриваем каждое явление — невозмутимо и с уравновешенным умом.
........
Уильям Харт.
Искусство жизни.
Медитация Випассана.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев