времени в своей жизни молитве . Если после изнурительного дня ей будет
посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться
Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному,
тогда он действительно полноценно отдохнет. Ведь отдых – это не когда мы
долго спим или совершаем разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых
для тела. Но отдых для души, духовный отдых, гораздо важнее и
значительнее. Человек по-настоящему отдыхает, когда научится живой связи
с Богом.
Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух
человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном
каноне ко Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти
священные тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого
Духа и присутствия Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт
в церковной музыке, тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти
к Богу и приобщиться Духу Святому. Его же дарует Господь ищущим и
жаждущим Его. Всё это дает нам верное ощущение присутствия Божия,
отдохновения, верное ощущение, если можно так выразиться, увеселения,
развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной настоящей молитвы, от
одной службы, от одного священнодействия в храмовом пространстве ты
отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших развлекательных
центрах, куда ходят люди, – они покидают их еще более уставшими, чем
пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один убивает
другого.
И странно слышать, когда кто-то говорит: ну уж сегодня, когда можно и ночи
проводить в развлекательных центрах, люди должны бы быть спокойными,
радостными, улыбчивыми всякий день. Да, они лишь только встанут с
постели, нажимают кнопку, включают радио, начинается шум и гам, они
давай подпевать, и так с самого утра, как проснутся, уже на взводе! Иногда
ни свет ни заря мы спускаемся на машине из монастыря и видим, как по
малейшему поводу они кричат, задирают друг друга, ругаются, вот-вот
подерутся. И ты спрашиваешь себя: что с ними случилось? еще ведь только
утро… ну, в конце концов, был бы вечер… А то раннее утро, семь часов, они
еще не продрали глаз, а уже на нервах. Где они были? Они, возможно, всю
ночь провели в развлекательных заведениях, откуда ушли поистратившись,
так что вернулись домой в еще худшем состоянии, чем были накануне!
Входит человек, выходит ангел
В Церкви такого не бывает. « Церковь , – говорит в прекрасном слове святой
Иоанн Златоуст, – …ты хочешь узнать, что есть Церковь и в чем ее чудо? Это
очень просто. Оглянись вокруг себя или зайди в церковь – и ты увидишь, что
церковь – это такое место, куда входит волк, а выходит ягненок. Ты входишь
в церковь волком, а выходишь ягненком. Входишь разбойником, а выходишь
преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь
грешником, плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а
выходишь ангелом». И поправляет себя: «Что я говорю: ангелом?! Разве
только ангелом? Ты входишь человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот
что такое Церковь.
И действительно, это неоспоримый факт: человек в церковном пространстве,
в атмосфере песнопений и молитв обретает безмятежный покой. Потому что,
как вы знаете, в Православной Церкви есть великие службы, и она, прежде
всего, Церковь Богослужебная, и весь «терапевтический курс», которым она
воздействует на человека, души людей, – это курс лечения богослужением. Я
вспоминаю, как на Святую Гору (и вообще я замечал это на протяжении всей
моей монашеской жизни) приходили жить в монастырь люди. Какие они
были дикие на вид! На их лицах отражалось их внутреннее одичание – дикий
нрав, дикий взгляд… После того, как они проводили день-два на Святой Горе,
в монастыре, посещали службы, то потихонечку на их лицах вырисовывались
сладость и кротость благодати Божией. И несмотря на то, что они были
просто паломниками, Дух Божий всё равно воздействовал на них, они
успокаивались и стяжевали подлинное умиротворение.
А многие говорили: мы едем на Святую Гору, в монастырь, и даже если мы не
получим особой пользы, то по крайней мере выспимся на славу, так
прекрасно спится в монастыре, как нигде больше за его стенами, а то мы не
можем ни покоя найти, ни чего другого. И не потому, что в монастыре
тишина. В миру тоже у них была тишина. Но потому, что в монастыре был
покой, покой духовный. Этот контраст был столь резким, что его можно было
заметить невооруженным взглядом. Иногда я забавлялся над ними
(некоторые из них думали, что все мы на Святой Горе имеем дар
прозорливости и лишь посмотрим на человека, видим его насквозь)! Но это
могли святые – а кто такие мы?! И вот как-то раз пришли, наверное, 25
человек. Я говорю им: «Хотите, я сейчас вам скажу, кто из вас пришел
впервые, а кто уже бывал здесь?» Они говорят: «Да, отче, скажи нам». Я
посмотрел на их лица – и правда, по ним сразу можно было определить тех,
кто на Святой Горе не впервые, они имели другие лица в сравнении с
остальными. И я сказал: «Вот ты, ты, ты, ты, ты уже был». И оказался прав,
всё угадал! И так приобщился славе прозорливца! (Смех.) Хотя был как те
факиры, что в реальности шарлатаны!
Бог – надежная опора в жизни
Поэтому научиться молитве есть благословение Божие! Поэтому вам нужно
научиться молиться, дорогие мои, ведь в вашей повседневной жизни, как ни
крути, вы встречаете множество трудностей и разочарований, многие
находятся в тупике. По крайней мере, из своего непродолжительного общения
с вами я вижу, что у вас есть немало безвыходных ситуаций, проблем,
вопросов, сильная тревога. И даже мрак, который порой проникает в
юношескую душу, и человек не знает тогда, ни кто он сам, ни что он делает,
ни куда идет, ни чего хочет – не знает ничего.
Это все излечивается, когда человек начнет молиться. Когда человек начнет
молиться, он получает силу от молитвы. Молитва есть свет, потому что Сам
Бог есть свет. И свет Бога начинает постепенно растворять духовную тьму. А
если иногда мрак упорствует в душе человека, это происходит потому, что
добрый Бог, как врач, желает исцелить душу смирением, научить человека
смиряться. И нам необходимо научиться получать эту силу, чтобы переплыть
море нашей жизни и преодолеть трудности, имея надежную опору.
Другие опоры, которые существуют сегодня: нашего здравого смысла, наших
денег, нашего здоровья, нашей силы, другого человека, нашего ближнего,
нашего друга, нашей подруги, нашей супруги и т.д., – это опоры, которые тоже
хороши, но они не надежны, потому что подвержены разрушению и
изменению. Изменяются люди, изменяется окружающий нас мир из-за тех
или иных событий, из-за тех или иных обстоятельств. Единственная
надежная опора, неизменная опора, есть вера в Бога. Бог не меняется никогда.
Он не теряется, не изменяется, не разочаровывает человека, никогда не
предает его. Бог не оставляет Свои деяния незавершенными и наполовину
сделанными, но доводит их до конца, потому что Бог Сам совершенен! Так
часто, когда вы сталкиваетесь с неудачами, особенно сейчас, когда вы учитесь,
с неудачами на экзаменах, на занятиях, вам нужно научиться этой силе
молитвы, чтобы быть выше неудач, подобно самолету, который летит над
облаками во время грозы. Он взмывает ввысь, и ему ничего не страшно; гроза
бушует, но она не достигает той высоты, где он летит, потому что у него есть
«сила», которая позволяет ему преодолевать подобные ситуации.
Пожелай мне неудачи!
И тем более в Церкви Бог дает силу не только для того, чтобы преодолевать
наши неудачи, но и для того, чтобы извлекать из этих неудач духовную
пользу. И порой неудача становится лучшей из удач! Потому что имеет такие
благотворные воздействия на душу человека, на его личность в целом,
которые зачастую человеку необходимы. Я могу сказать, что крайне
необходимо научиться переживать неудачи. Неудачи очень важны для
человека. Нам повсюду желают «доброй удачи», а нужно, чтобы хотя бы
иногда нам желали «доброй неудачи», чтобы мы знали, что нам нужно
готовиться к неудачам, а не привыкать к тому, что всё должно быть так, как
мы того хотим. И лишь возникает малейшее препятствие, бежим к
психологам и психиатрам, наша голова забита тем, что у нас
«психологические проблемы». Голова наша забита «психологическими
проблемами», наш карман – пилюлями, а карман психолога – деньгами. «45
минут стоят 15 лир», – говорит он вам! Вы знаете, некоторые психологи меня
недолюбливают, потому что я увел у них клиентов! (Смех.) Когда я услышал
об этом, то сам удивился – позавчера мне рассказал один психолог о
разговоре, бывшем в его профессиональном кругу о том, что некоторые из-за
меня потеряли клиентов. Но это действительно драматическая ситуация:
человек, утопающий в своих проблемах, приходит к врачу, а тот смотрит на
часы. И как только истекут 45 минут, говорит: «Смотри (а тот, бедняга,
исповедует ему свою жизнь), хочешь, перейдем на второй час? Посчитай, а
иначе оставайся в своей бездне и приходи в другой раз!» Несмотря на все это,
мы часто обращаемся к психологам. А есть ли в этом необходимость и какая
именно? Люди платят за то, чтобы поговорить, они платят за то, чтобы их
выслушали. Вы представляете, до чего мы докатились. То есть в сколь
трудной ситуации находятся люди, что они идут на это! А всё потому, что
потеряли общение с Богом.
Молитва показывает смысл жизни
Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы
беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в
дверь – и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы
научимся молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный
мир есть та сила, которая не дает человеку утонуть. Так человек, который
учится молиться, осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он
обретает смысл жизни, и в этом смысле есть место и для его неудач.
Митрополит Лимассольский Афанасий...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Бог просит нас, побуждает нас, умоляет нас, принуждает нас, чтобы мы
беседовали с Ним! Вы видите, что Он говорит? Просите, ищите, стучите в
дверь – и вам откроют. Всё, что вы попросите, даст вам Бог. И если мы
научимся молиться, тогда мы стяжаем мир в наших душах. И этот душевный
мир есть та сила, которая не дает человеку утонуть. Так человек, который
учится молиться, осознает и очень хорошо, в чем смысл его жизни. Он
обретает смысл жизни, и в этом смысле есть место и для его неудач.
Митрополит Лимассольский Афанасий..
Просто загляни в свое сердце. Что в нем?
Если ты находишь успокоение в духовном пространстве – молитве, литургии, в Слове Божием, – если все это дает тебе силы, укрепляет тебя, дарит ощущение блаженства и счастья, значит, в тебе поселилась Божественная благодать.
А если ты чувствуешь, что ничего подобного не происходит, а наоборот, появляется противостояние молитве под влиянием темных сил, и ты ничего не понимаешь, ничего не хочешь и отталкиваешь Бога от себя, то это будет продолжаться и после смерти.
Именно это, к сожалению, и будет тем вечным мучением, о котором говорится в Евангелии. Мы поймем это, когда увидим Бога, но при этом будем продолжать отталкивать Его от себя – вечно. И сейчас мы отталкиваем Его, но не понимаем этого и потому не скорбим. Мы не...ЕщёОдин подвижник говорил, что человек легко может узнать о том, что ожидает его после смерти. Проще говоря, попадет он в рай или в ад. Это очень легко. Для этого не нужно умирать, или ждать какого-то извещения от Бога.
Просто загляни в свое сердце. Что в нем?
Если ты находишь успокоение в духовном пространстве – молитве, литургии, в Слове Божием, – если все это дает тебе силы, укрепляет тебя, дарит ощущение блаженства и счастья, значит, в тебе поселилась Божественная благодать.
А если ты чувствуешь, что ничего подобного не происходит, а наоборот, появляется противостояние молитве под влиянием темных сил, и ты ничего не понимаешь, ничего не хочешь и отталкиваешь Бога от себя, то это будет продолжаться и после смерти.
Именно это, к сожалению, и будет тем вечным мучением, о котором говорится в Евангелии. Мы поймем это, когда увидим Бога, но при этом будем продолжать отталкивать Его от себя – вечно. И сейчас мы отталкиваем Его, но не понимаем этого и потому не скорбим. Мы не знаем Его, не знаем, Кто Он и как Он любит нас. Не знаем, что не можем жить без Него. Нам легче жить во мраке страстей, ничего больше нас не интересует, и мы обманываем себя, думая, что счастливы.
Но когда мы окажемся на том свете, то узнаем истину и будем вечно терзаться.
Митрополит Лимассольский Афанасий