Псковской губернии занимают своё особое место в истории российской
почтовой открытки. Начальный её период тесно связан с историей будущего
музея «Михайловское» и в какой-то мере отражает то общественное
движение, которое привело к созданию музея, к идее мемориализации
пушкинских мест, памятных для почитателей гения русской литературы.
Тут всё символично, всё переплелось. И само появление почтовой
открытки в нашем крае (1898 год), и всенародный 100-летний юбилей
А.С. Пушкина (1899), и начало почитания и возрождения пушкинских
святынь Псковщины, которые стали символом малой и большой родины
великого русского поэта. Почтовая открытка не только участвовала в
этом бурном процессе и отражала новый интерес к Святогорью. В немалой
степени она сама ему способствовала и формировала изобразительную
мифологию памятных мест, которая и стала основой для создания
музея-заповедника на всё последующее столетие.
Надо заметить, что к моменту выхода первой (?) почтовой открытки
с изображением сельца Михайловского в юбилейный 1899 год, к июньским
торжествам, память о поэте в Псковском крае, мягко говоря, не
перехлёстывала через край. В том же 1899 году известный псковский
краевед И.И. Василёв издал небольшую книжку «Следы пребывания
Александра Сергеевича Пушкина в Псковской губернии», в которой собрал
и подробно описал все известные на тот момент местные архивные
документы рода Ганнибалов и Пушкиных, свидетельства пребывания
поэта на Псковской земле. Василёв приводит данные о распространении
первой посмертной подписки сочинений А.С. Пушкина по уездам
губернии. Весьма ограниченное число экземпляров так и не удалось
распространить полностью. Редкие поклонники навещали могилу поэта
у стен Святогорского собора. До конца века въедливому краеведу удалось
отыскать совсем немного сведений не только о торжествах, но и о
самых простых знаках внимания к памяти поэта.
Что касается знаменитого, посвящённого памяти поэта альбома
Ильи Иванова (1838), известия о котором также добыл И.И. Василёв, то
к тому времени он давно превратился в библиографическую редкость
и мало кому был доступен (как, впрочем, и ныне). В изобразительном
ряду псковского Пушкинского края это забытое издание оставалось в
гордом одиночестве. Но именно ему выпала честь открыть галерею видов
– символов пребывания А.С. Пушкина на земле Псковской. В конце
Пушкинского века носителем этой символики выступила скромная, но
самая демократичная и массовая почтовая открытка – «Открытое письмо»,
или, позднее, «Почтовая карточка», лицевую сторону которой заняли
памятные картинки и фотографии. Такое изображение теперь могли
получить по почте или приобрести на память многие. Об этом свидетельствует,
например, одна из открыток моей коллекции – с портретным
изображением поэта. На ней характерные повреждения от кнопок или
гвоздиков, которыми открытка была прикреплена к стене – в кабинете,
над кроватью, в учебном классе сельской школы. Настоящий символ истинно
народного признания!
Характерными и важнейшими чертами почтовой открытки стали не
только коммерческая её суть, но и художественная ценность. Издатели
стремились поместить на карточке некое документальное свидетельство
о достопримечательном месте либо «сочинить» памятное, символическое
изображение. Это и сделало простую и доступную почтовую
карточку дорогим знаком внимания, памятным сувениром, предметом
массового распространения. Популярность открытки делает её всё более
универсальной. В XX столетии она отражала уже все сферы жизни,
включая историю, политику и бог весть что ещё – от географии до
эротики!
Глубоко символично, что в самом начале псковской открыточной
пушкинианы стоит скромное и такое дорогое изображение родовой
усадьбы поэта из альбома псковского землемера Ильи Иванова. Главное
на все времена, подлинное свидетельство места. 100-летие со дня рождения
А.С. Пушкина стало поводом для создания большого числа памятных
открыток, получивших по-настоящему широкое распространение.
Среди них особенно ценно для нас нюрнбергское издание 1899
года типографии Гауптмана и Вольфрума с изображением сельца
Михайловского. Эта открытка относится к так называемым виньеткам.
Цветное изображение, изящно декорированное орнаментами, включает
портретное изображение А.С. Пушкина, вид сельца Михайловского по
мотивам памятного альбома, фамильный герб и текст: «Вотъ смиренный
домикъ, гдѣ жилъ я съ бѣдной нянею моей…» Всё это экономно
разместили в верхней, меньшей части поля лицевой стороны, оставляя
место для письма. На обратной стороне примерно до 1905 года писали
только адреса получателя и отправителя. «Домикъ» – здесь господский
дом поэта, действительно, скромный для немецкого издателя (или нового
русского). Быть может, отсюда позднее родилось название-легенда
«Домик няни», запечатлённое на других открытках.
Всё изображение на открытке рисованное. Оно отличается добротными
художественными качествами, выполнено со вкусом и любовью,
почти как лубочная картинка, привлекательная для любого, даже неискушённого зрителя. И в этом было главное достоинство открытого письма.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2