Начало: https://ok.ru/pushkinogor/topic/67503279571175 Один раз пошли мы с сестрой Зиной
по деревням побираться, дошли до какой-то
реки, видим на реке плот, возле него немцы.
Немцы нас на плот заманили, завезли на се-
редину реки и столкнули в воду. Мы с Зи-
ной плавать не умели, стали за плот руками
цепляться, так немцы нас по пальцам стали
своими сапогами бить, чтобы наши руки от-
цепить.
Спасло нас то, что одежонка наша и ко-
томки за плечами надулись, как шарик. Вся
наша одежда и даже нижнее бельё были сши-
ты из мешковины. Тогда никакого мыла не
было, да и не мылись мы, и одежду не стира-
ли. Вся одежда засалилась до такой степени,
что даже воду не пропускала. Это нас и спас-
ло, кое-как выплыли на другой берег.
На берегу реки стояла деревня. Мы
вышли к какому-то сараю, сели возле него
и рассуждаем: «Сейчас пойдём чего-нибудь
попросим в этот дом, потом в тот...». И тут
слышим голос из сарая:
— «Вы русские»?
— «Мы русские», — отвечаем.
— «И мы русские. Спасите нас. Нас хо-
тят в Германию угнать».
— «А как»?
— «Считать умеете»?
— «Умеем».
— «Отсчитайте от левого угла шесть
камней, а седьмой попробуйте вывернуть».
На камень, который надо было вывер-
нуть, я ещё раньше обратила внимание пото-
му, что он немного выступал, и угол у него
был острый. Мы под него долго подкапыва-
лись, выворачивали его, наконец, вывернули
и сразу ушли. Спаслись люди, сидевшие в са-
рае или нет, мы не знаем, но когда мы пошли
побираться по избам, нам хорошо подавали:
кто дал картофельных очисток, кто шелухи
от гороха, и все нам почему-то говорили:
«Спасибо».
Когда мы возвращались через эту де-
ревню домой, на берегу реки догорал дом, а
вокруг него горела рожь. Мы поели угольков
и пошли дальше.
Через некоторое время каратели приш-
ли за молодёжью и в наш дом. Взрослые спря-
тали подростков в подвал. На крышку люка
поставили большой шкаф. На пол постелили
какие-то тряпки и, хотя был день, нам, детям,
велели на них лечь. Когда пришли каратели,
мы испугались, все почему-то стали кашлять.
Немцы нас стали растаскивать, кого за руку,
кого за ногу, чтобы посмотреть, кто это.
Глупенькая Лизонька, мамина сестра,
когда это увидела, побежала в коридор, выло-
мала там доску и этой доской как даст немцу
по спине! Каратели её схватили, стали изби-
вать. Они её бьют, и она им спуску не даёт.
Потом Лизонька как закричит: «Где
Нина, где моя Нина»!
А Нина, моя старшая сестра, в это вре-
мя в подвале сидела. Тут каратели поняли,
что молодёжь где-то в другом месте прячет-
ся, пошли на улицу, стали там всё осматри-
вать и нашли заколоченную дверцу, ведущую
в подвал. Пока они отрывали доски и вы-
бивали дверь, мама каким-то образом тяжё-
лый шкаф с места сдвинула, люк открыла и
кричит: «Нина, вылезай». А каратели к тому
времени уже с улицы дверцу, ведущую в под-
вал, выбили и оттуда тоже по-русски кричат:
«Нина, вылезай». Нина растерялась, не знает,
в какую сторону ей бежать. Тут мама её за во-
лосы схватила, выволокла из подвала. Вслед
за Ниной ещё несколько человек выскочило.
Но не все смогли убежать. Остальных немцы
задержали. Дом, в котором мы жили, карате-
ли спалили.
Вскоре после этого над Коростелями
пролетел советский самолёт и разбросал ли-
стовки, в которых говорилось, что наши близ-
ко, и нас скоро освободят. Мы эти листовки
ловили, целовали их, но дожидаться освобож-
дения не стали, а решили что нам как-то нуж-
но самим пробираться в сторону дома.
Когда мы перебирались вброд через
реку Синюю, погибло много народа. На этой
реке было много виров: чуть-чуть свернёшь в
сторону — и засосёт. Мы, дети, перебираясь
через реку, шли след в след за мамой, которая
вела за собой корову Звездоню. Когда наша
семья уже подходила к противоположному
берегу, нас заметили немцы, сидевшие в око-
пах, и открыли по нам стрельбу. Маму по ка-
сательной ранило в шею. Когда она падала,
корова, шедшая за ней, подцепила её на рога
и швырнула на берег, а я, увидев это, от не-
ожиданности оступилась и потеряла дно.
И на этот раз меня снова спасла моя
грубая просаленная и заскорузлая одежда,
не пропускавшая воду. Когда я окунулась,
одежонка на мне надулась, как спасательный
круг.
За происходящим, видимо, наблюдали
наши солдаты. Они меня вытащили, и маме
оказали помощь. Как мы рады были, что до-
брались до своих! Мы, ребятишки, обнимали
ноги спасших нас солдат и целовали их сапо-
ги. Помню, что сапоги у них были грязные-
грязные.
Когда мы шли в сторону дома, повстре-
чали пленных. Пленные совали нам за пазуху
какие-то записки с адресами, что-то говори-
ли на непонятном языке. Моя сестра Нина
эти записки потом куда-то пересылала и нам
некоторые адресаты отвечали.
Уже не помню почему, но в Рахово я
пришла с сестрой Зиной. Мама с остальными
детьми где-то задержалась.
В Рахово домов почти не осталось —
всё немцы пустили на блиндажи или сожгли.
От нашего дома уцелела только печка, а на
огороде стояло пять пушек. Ствол одной из
них мы сохранили, он до сих пор лежит у нас
на огороде. Когда же мы обрабатываем ого-
род, то находим много патронов и осколков
от снарядов.
Увидев, что наш дом сгорел, мы с Зиной
нашли на краю деревни пустой блиндаж. Он
был по колено заполнен водой. Мы притащи-
ли в этот блиндаж какую-то корягу, забрались
на неё, вытянули ноги — так и переночевали.
На другой день мы с сестрёнкой пошли
по малой дорожке в Пушкинские Горы. Смо-
трим, дорога как будто вся изрытая, и валя-
ются на ней где рука, где нога, где какие-то
тряпки, вымазанные чем-то чёрным, словно
дёгтем. Мы эти тряпки собрали, обмотали
ими себе ноги. (Позднее мы узнали, что до-
рога, по которой мы шли, была заминирова-
на, и на ней уже погибло много людей).
Дойдя до образцовой кузницы, мы
остановились. Через дорогу была перекину-
та перекладина. На перекладине близко друг
к другу висели люди. Их ноги едва-едва не
касались земли. Мы с Зиной пролезли у них
между ног и пошли дальше.
Через какое-то время и мама с осталь-
ными детьми вернулась в деревню. Верну-
лись уставшие, голодные. Помню, лежим мы
с мамой на холодной печке под открытым
небом, а она и говорит: «Вы, ребята, лежите
молча, берегите силы».
Потом мы на старой печине из блинда-
жей домишко соорудили, там и стали жить, а
с голоду умереть нам добрые люди не дали.
Нам пришлось ходить побираться, и хотя в
то время все жили голодно, бедно, нам по-
давали, кто что мог. Весной нам кто-то дал
картофельных очисток с глазками. Мы их
посадили, к концу лета у нас уже была своя
картошка.
Подкармливал нас и Семён Степано-
вич Гейченко. Не знаю, каким образом мама
с ним познакомилась, а только мы с мамой к
нему ходили. Он обучал музыке мою двою-
родную сестру, дочку убитой немцами тёти
Поли. Жена у него была не русская и очень
добрая. Пока Семён Степанович с сестрён-
кой занимался музыкой, его жена, бывало,
на стол накроет и к столу всех приглашает. А
мама, когда увидела, что на стол накрывают,
нам тихонечко сказала: «Если вас пригласят
за стол, то вы ничего не ешьте, вам нельзя,
вы не привыкли так много есть, иначе умрё-
те». Нам очень хотелось есть, но мы боялись
умереть — вот и не ели ничего. Семён Сте-
панович потом всю еду, которая осталась на
столе, в сетку положил и маме отдал. А ещё,
я помню, он маме говорил: «Я двух девочек
смогу в детский дом пристроить». И, дей-
ствительно, вскоре двух моих двоюродных
сестёр Валю и Тасю определили в Велейский
детский дом. Шефствовал над этим детским
домом Пушкинский заповедник.
Сестрёнка моя, конечно, не стала му-
зыкантом, но уроки такта и великодушия,
которые преподала нам семья Гейченко, мы
усвоили на всю жизнь».
Война стала страшным испытанием
для всех тех, кто оказался втянутым в ход
её событий. По-разному складывались судь-
бы людей, оказавшихся на оккупированной
фашистами территории. Бывшая партизанка
Мария Павловна Савыгина в статье «Об этом
невозможно забыть», опубликованной в га-
зете «Пушкинский край», писала: «Нелегко
было не сломиться, не оступиться, а то и про-
сто распознать, где враг, а где друг». Даже
среди полицейских были те, кто помогал под-
польщикам или был связан с партизанами.
Об этом говорится в книге А. Д. Малинов-
ского «Подпольщики Пушкинских Гор». Это
подтверждает и Савыгина: «Были и такие,
которые шли в полицаи, чтобы найти потом
партизан и уйти к ним, но фашисты их пре-
вращали умело в убийц, а потом их убивали
свои... Сложно было жить, воевать, выжить
и не запятнать свою честь... В Пушкинских
Горах полицая Степана Тимофеева немцы за-
ставили добивать цыган в мешке. Подполь-
щики по его просьбе переправили Степана
к партизанам Киманова. Он был отважным
бойцом. Но всё равно после освобождения
Степана судили и дали пять или шесть лет
тюрьмы».
Елена Анатольевна Фёдорова со слов
своей бабушки, Екатерины Фёдоровны Бар-
кановой, скончавшейся в 2007 году, расска-
зывала, что полицейских, забивавших цыга-
нят в мешках, а также принимавших участие
в расстрелах, перед отступлением расстреля-
ли сами оккупанты.
Изуверское уничтожение цыган в Пуш-
кинских Горах, пожалуй, одна из самых
страшных страниц в истории нашего посёл-
ка. Анатолий Малиновский в книге «Под-
польщики Пушкинских Гор» пишет: «Тёте
Проне кто-то сказал, что старый цыган при-
знался на исповеди в соборе, что на всём
таборе незамолимый грех: цыгане убили на
новоржевской дороге немцев, которые хоте-
ли отобрать у них лошадей...
И вот теперь цыган хватают, будто пре-
ступников. Говорят, что их допрашивают,
бьют, а вечером расстреливают в овраге у Ра-
ховских гор».
Многие жители посёлка были свидете-
лями того, как цыган под конвоем полицей-
ских вели на расстрел по улицам посёлка.
Раиса Ивановна Белькова вспоминает:
«Я видела, как группу цыган вели по Пожар-
ной (теперь Советской) улице на расстрел в
Раховские горы. Они шли «плетнём», друг
за другом, положив руки на плечи, идущему
впереди. Они прощались с нами и просили
у встречных прощения. Многие жители по-
сёлка, глядя на это, плакали, а некоторые
последовали за пленными, провожая их до
ветлечебницы. Я к ветлечебнице не пошла, а
были и такие, кто даже на деревья забирался,
чтобы видеть, что происходит в овраге.
Среди цыган, которых вели на казнь,
находилась очень красивая цыганка с девоч-
кой. Позднее я спросила у одного знакомого,
наблюдавшего за казнью, о том, что сталось
с этой цыганкой, а тот ответил: «Она сразу в
яму не упала, так её Юпатов лопатой забил».
Все казни в Пушкинских Горах совер-
шались при деятельном участии Виталия
Юпатова. Юпатов был помощником началь-
ника карательного отряда, то есть заместите-
лем начальника полиции.
По словам Марии Фёдоровны Григо-
рьевой, семья Юпатовых перед войной про-
живала на Пушкинской улице неподалёку от
здания средней школы. В детстве Виталий
Юпатов отличался изуверской жестокостью
по отношению к животным. Как-то содрал
с живой кошки шкуру и выпустил на улицу.
Таким образом он, видимо, хотел произвести
впечатление на сверстников. Мальчишкам
пришлось догнать кошку и убить, чтобы она
не мучилась.
В заметке «Народ всё помнит», опу-
бликованной в газете «Пушкинский колхоз-
ник» 4 февраля 1959 г., говорится о судеб-
ном заседании по делу Виталия Юпатова:
«Несколько дней судебная коллегия по уго-
ловным делам Псковского областного суда
разбирала дело Юпатова на месте его зло-
деяний в Пушкинских горах, в открытом
судебном заседании. И несколько дней зри-
тельный зал Дома культуры, где проходил
процесс, был переполнен...
И вот теперь все пришедшие в суд ока-
зались свидетелями страшных дел каратель-
ного отряда. Они всё видели, на всю жизнь
запомнили, и теперь, когда на суде Юпатов
начинает врать, с места поправляют его:
— Врёшь, мерзавец! Мы всё видели,
ничего не забыли!»
Татьяне Александровне Сазоновой
было всего 5 лет, когда отец взял её с собой
на судебное заседание по делу Юпатова. Она
вспоминает: «Я тогда была маленькая, пло-
хо понимала, о чём шла на суде речь, помню
только, как рассказывали о казни цыганят,
мне их так было жалко».
В ранее упомянутой заметке, опубли-
кованной в газете «Пушкинский колхоз-
ник», тоже упоминается этот факт: «...вы-
водят маленьких цыганских детей. Сколько
их было? Говорят, около двадцати... Дети
плакали. Они чувствовали, что их ожидает
что-то страшное.
— Ну, чего расхныкались? — с улыбкой
Юпатов спросил детей. — Не плачьте, я от-
веду вас к папам и мамам...
И со своими полицаями отвёл их к яме...
Теперь скоро конец: остались одни
грудные цыганские дети. Их отцы и матери
помогали партизанам. Сегодня ночью к мла-
денцам прибавился ещё один: цыганка роди-
ла тут же в подвале комендатуры.
... Грудные не ходят, их не поведёшь.
Приносят несколько мешков. Юпатов со сво-
ими подручными складывает живых детей в
эти мешки. Дети плачут... Чтобы они прекра-
тили кричать, одного из полицейских застав-
ляют забить их лопатой. Несколько ударов, и
крики утихли, из мешка потекла кровь».
Сергею Павловичу Ефимову его ба-
бушка рассказывала о том, как по распоряже-
нию Юпатова полицейские бросали грудных
цыганят по двое, а то и по трое в мешки, и
забивали их об угол её мазанки, стоявшей
напротив комендатуры. В конце 80-х годов
эту мазанку подновили, отремонтировав и
обложив силикатным кирпичом. В настоящее
время это дом № 33 на Пушкинской улице.
В годы оккупации казни в Пушкинских
Горах стали частым явлением. А. Д. Мали-
новский в книге «Подпольщики Пушкинских
Гор» писал: «Про расстрелы рассказывал
Степан Кошелев. Его дом стоял на окраине,
около заброшенного песчаного карьера. Поч-
ти каждое утро фашисты расстреливали в
карьере схваченных патриотов. Кошелев под-
нимался на чердак, смотрел в щели фронто-
на. Бинокля не было, и лица палачей, и тех,
кого они убивали, Степан видел смутно... За
утро расстреливали трёх-четырёх человек».
О том, что в карьере в годы оккупации
проводились расстрелы, говорит и тот факт,
что в послевоенное время родители не пуска-
ли детей играть в этот карьер, объясняя отказ
тем, что там во время войны устраивались
казни.
Костров С. в заметке «Народ всё пом-
нит» пишет: «Юпатов рассказал на суде, что
некоторые казни они устраивали публично и
принуждали жителей присутствовать при по-
вешениях советских людей».
Раису Ивановну Белькову, бывшую в
то время ребёнком, настолько потрясла казнь
раненного в живот партизана, что она до сих
пор не может вспоминать о виденном без
слёз.
В заметке Кострова так говорится об
этом: «...медленно движется по Пушкинским
Горам телега. Лошади нет. Вместо неё в те-
легу впряглись несколько полицаев. Ох, как
медленно движется телега! Скорее! Юпатов
становится сзади, начинает её подталкивать.
В телеге лежит партизан. Известно только,
что звали его Михаилом. Он тяжело ранен в
живот. Одна из свидетельниц дала ему своё
полотенце, чтобы хотя бы немного облегчить
муки страдальца за народное дело. Так он и
запомнился с окровавленным полотенцем на
животе. Он не мог встать во весь свой рост.
Он лежал, но до последней минуты он про-
клинал своих мучителей! Петлю ему на шею
накинул Юпатов. Приподнял с телеги и по-
том оттолкнул телегу».
Зоя Александровна Лаптева также была
очевидцем этой казни. Вот её воспоминания:
«Казнями в основном занимались полицаи,
немцы старались руки не марать. Раненного
партизана тоже казнили полицаи.
Виселица была установлена перед вы-
соким глухим забором, соединявшим на-
чальную школу и лавку, стоявшую справа от
каменных амбаров». (Двухэтажное, обши-
тое вагонкой здание школы, размещённой до
войны в бывшем кабаке, было разобрано не-
сколько лет тому назад, а лавку снесли вскоре
после войны).
Малиновский А. Д. писал: «Оккупанты
принесли в пушкинский край страх, голод и
суровый «орднунг» — «новый порядок».
Жертвами этой войны оказались все те,
кто был втянут в её круговорот, в том числе
и сами оккупанты, хотя бы в силу того, что
многие из них на фронте оказались не по сво-
ей воле. Те немцы, с которыми в обыденной
жизни довелось общаться Лаптевой З. А.,
относились к ней доброжелательно. Один
из них как-то разоткровенничался и сказал:
«Мы не хотим этой войны. Пусть наш Гитлер
с вашим Сталиным дерутся, если им хочется,
а нам этого не нужно». Другой немец, вер-
нувшись из отпуска, привёз ей одежду своего
погибшего сына.
«Однажды, — вспоминала Зоя Алек-
сандровна, — я ловила в нашем озере подо-
лом юбки рыбу, напоролась на оставленную
кем-то острогу и сильно повредила ногу. На
берегу озера сидел немец, он достал свой
индивидуальный медицинский пакет, обра-
ботал мою рану и перевязал ногу. Я хотела
его отблагодарить, предложила рыбы, но он
ничего не взял».
Белькова Р. И. также рассказывала о
том, как, на этот раз уже немецкий врач, ока-
зал срочную медицинскую помощь её мате-
ри, несмотря на то, что в посёлке работала
больница, в которой лечили местное населе-
ние. От вознаграждения он отказался, только
попросил истопить баньку.
По воспоминаниям Евгения Гаврило-
вича Варфоломеева, в самом начале оккупа-
ции, в то время, пока ещё не активизирова-
лось подпольное и партизанское движение
и не появились в районе каратели, фашисты
хоть и зверствовали, но, видимо, заигрывая с
народом, иногда вели себя гуманно по отно-
шению к нашей вере, культуре и даже к обы-
вателям. Колхозный скот, который не успели
эвакуировать колхозники, немцы раздали
крестьянам. На семью давали по корове, а
лошадь выделяли на три семьи.
Летними погожими вечерами на горе
Закат новая власть устраивала танцы. На тан-
цы позволено было ходить и местной моло-
дёжи. Но продолжалось это недолго. Через
какое-то время в здании дореволюционного
волостного правления (пер. Школьный горо-
док, д. № 3), стоявшем на горе Закат, по сло-
вам Бельковой Р. И., оборудовали немецкую
амбулаторию, а неподалёку от амбулатории
появилось немецкое кладбище.
«С весны были вновь открыты дом
Пушкина и домик няни в Михайловском.
Наши не смогли эвакуировать музейные цен-
ности в глубь страны: машины, что их везли,
были схвачены возле Новоржева. Всё ценное
оккупанты отправили в Германию, но что-то
оставили, музей открыли».
Пробовали оккупанты привлечь на
свою сторону и верующих. Успенский собор
Святогорского монастыря, пострадавший от
бомбёжки, подремонтировали и в нём воз-
обновились службы. Служил в Успенском
соборе отец Владимир. По словам Анастасии
Васильевны Виноградовой, местные жители
ему не доверяли, потому что он пришёл вме-
сте с немцами.
Анастасия Васильевна вспоминала:
«Непонятно было, за кого этот отец Влади-
мир был, — за наших, или за немцев. Однаж-
ды во время службы, после молебна о победе
немецкой армии, он сказал: «За врагов на-
ших Господу помолимся!». Тут наши бабы
на него взъелись: «Какие они нам враги? —
они мужики, да сынки наши!», чуть батюш-
ку не прибили. С тех пор батюшку никто не
видел, видно, испугался, сбежал. После него
при немцах служил отец Георгий, тот самый,
который раньше служил в Печанах, но ему
народ тоже не доверял. Наши в войну всё
больше ходили в Казанскую церковь. Там
служил наш местный батюшка, отец Иоасаф.
Он молился за победу нашей армии. О нём
поговаривали, что он был связан с партизана-
ми». Службы в Казанской церкви шли даже
во время бомбёжек.
Схимомонахиня Анастасия (Баринова)
вспоминала: «Во время Великой Отечествен-
ной войны бомбили немцы Святые Горы. Ря-
дом дома с Казанской церковью взрывались.
Настя Виноградова была ранена. А в храме
служил отец Иоасаф — народу было битком.
Он говорит народу: «Кричите, что есть силы:
«Господи, помилуй! Спаси, нас, Матерь Бо-
жия, спаси нас!» Народ кричал во время бом-
бёжки. Сбросили бомбу на храм, но она не
взорвалась. Немцы удивлялись: «как это, хо-
рошая бомба не взорвалась?»
Анастасия Васильевна Виноградова, та
самая Настя Виноградова, о которой упомя-
нула схимомонахиня Анастасия, хорошо пом-
нит, что ранило её вечером на Благовещение,
то есть 7 апреля. Случилось это в 1944 году.
Никто не знает, кто бомбил посёлок, наши
или фашисты, специально это делалось или
произошло по ошибке. Известно только, что
как раз 7 апреля 1944 года началась операция
2-го Прибалтийского фронта по расширению
Стрежнёвского плацдарма, появившегося в
конце марта 1944 года в районе деревни Чёр-
това гора в результате прорыва силами 1-й
ударной армии 2-го Прибалтийского фронта
оборонительной фашистской линии «Панте-
ра». Здесь, в 13 километрах от Пушкинских
Гор этой ночью шёл самый кровопролитный
бой за всю долгую историю существования
этого плацдарма.
Анастасия Васильевна Виноградова о
своём ранении рассказывала: «В тот день я
пораньше ушла с вечерней службы, пришла
домой (жила я возле церкви, на Лесной), села
на скамейку возле дома. Темно уже было.
Вдруг вижу, по небу огоньки летят, и слышу
— самолёты ревут. И тут как взялись бом-
бить! Одна бомба взорвалась за нашим до-
мом, меня в ногу осколком ранило, и дядю
Мишу ранило, и корову нашу... Корову сосед
прирезал, а нас с дядей Мишей немцы на ма-
шину погрузили и в Поляне отправили. Там
нам долго осколки тягали, затем отправили в
госпиталь в Опочку. Что потом с дядей Ми-
шей стало — не знаю, с тех пор я его больше
не видела. Меня в госпитале долго лечили.
Врачи были русские, но работали на немцев.
Врачи лечили очень хорошо, а кормили в го-
спитале плохо: давали немного хлеба, да суп
из чечевицы».
Город Опочку, в котором лечили Ана-
стасию Васильевну, советские войска осво-
бодили раньше, чем Пушкинские Горы, так
как продвижению наших войск в направле-
нии Пушкинских Гор преградила путь фа-
шистская оборонительная линия «Пантера»,
протянувшаяся с севера на юг на 400 киломе-
тров. В Пушкинском районе она проходила
вдоль рек Сороть и Великая, а следовательно
она пролегала и по территории Пушкинского
Заповедника.
В «Книге памяти» говорится: «Вплот-
ную к Пушкинским Горам фронт подошёл
в начале сорок четвёртого года. В феврале
были освобождены некоторые сельсоветы.
Гитлеровцы не оставили там в целости ни
одной постройки, всё выжгли. Они пытались
угнать на запад всё население, но люди ухо-
дили в леса.
Фронт рассёк район надвое. В Пушкин-
ских Горах ещё были враги, а в лесу, под де-
ревней Селиваново уже действовал полевой
военкомат и наши земляки уходили в дей-
ствующую армию, чтобы принять бой уже
на Чёртовой горе». Ожесточённые бои на
Стрежнёвском плацдарме продолжались три
с половиной месяца.
Казаков М. И. в книге «Над картой
боевых сражений» о расположении Стреж-
нёвского плацдарма пишет: «Оборону врага
хорошо маскировали большие хвойные леса.
Нас же он видел, как на ладони. С занятых
немцами высот просматривались не только
боевые порядки наших передовых частей, но
и наши вторые эшелоны, даже тылы на 20–30
километров.
При всём том в районе Пушкинских
Гор гитлеровцы располагали крупной артил-
лерийской группировкой».
Сергею Павловичу Ефимову его мать,
Зоя Михайловна Иванова, рассказывала
о том, что орудия стояли в том числе и на
стадионе». Из этого следует, что во время
артобстрелов над Казанской церковью, воз-
вышающейся на Тимофеевой горке над ста-
дионом, летели в сторону Стрежнёвского
плацдарма снаряды. Возможно, эти снаряды
не всегда долетали до намеченной цели.
Об одном из таких случаев рассказала
Иванова Клавдия Кирилловна: «Родилась я в
Бирюлях. В январе 1944 года нашу деревню
немцы сожгли, так же как и все другие дерев-
ни в округе. Всего было сожжено 72 дерев-
ни. Ни одного дома фашисты не оставили,
ни одного сарая. Мы поплатились за то, что
в наших местах действовали партизаны, а де-
ревенские жители им помогали, чем могли, в
том числе снабжали продуктами.
Папа был на фронте, а нас с мамой вы-
селили в Пушкинские Горы. Поселились мы
на Горной улице. Было в то время очень го-
лодно. Люди траву ели да гнилую картошку.
У детей от этой пищи животы вздувало. Как
правило, ни с того, ни с сего вздуется живот
— и нет ребёнка. Много ребят тогда умерло.
Было страшно, я каждый день бегала в Ка-
занскую церковь Богу помолиться. Однажды
сама видела, как снаряд упал возле алтаря и
не взорвался. Я недалеко от этого места на-
ходилась. Это случилось днём, скорее всего,
был апрель, потому что всюду лежал грязный
подтаявший снег. С тех пор мама меня в цер-
ковь не пускала. Потом нас переселили в ба-
рак на Почтовую. Барак стоял на перекрёстке,
в нём народу было набито битком. Почтовую
бомбили летом, когда наши наступали. Нем-
цы этих бомбёжек очень боялись, всё на гору
Закат убегали прятаться».
В воспоминаниях Клавдии Ивановны
приводятся сведения о многочисленных ско-
ропостижных смертях детей от вздутия живо-
та. Вздутие живота — это один из симптомов
брюшного тифа, страшной вирусной болез-
ни, по степени интенсивности распростра-
нения и летальных исходов стоящей в одном
ряду с чумой и холерой. Дети от брюшного
тифа, как правило, умирают очень быстро.
В Пушкинском районе эпидемия
брюшного тифа разразилась в начале окку-
пации. Это подтверждают воспоминания Ни-
кифорова В. Г.: «Мой дед Никифор Петрович
доставлял в тифозный барак больных и сам
заразился тифом. Немцы очень боялись тифа,
поэтому было отдано распоряжение наш дом
сжечь. Спасибо, помог уличный староста
Пётр Иванович Прохоров. Он головой по-
ручился за нашу семью, заверив, что пока
в доме находятся больные, никто из него не
выйдет. Дедушка умер от тифа в 1941 году».
Эпидемия косила людей на протяжении
всех трёх лет оккупации. Александра Фёдо-
ровна Артемьева вспоминала: «Мои бабушка
Хавронья и дед Андрей умерли от тифа в со-
рок четвёртом году. Когда дедушка умирал,
его дочка, тётя Мавруша, сказала: «Тятень-
ка, если ты умрёшь, то и я умру». Дедушка
улыбнулся и ответил: «Нет, только я умру, а
ты ещё долго будешь жить», — так с улыбкой
и умер. Тётя Мавруша действительно прожи-
ла долгую жизнь».
Рассказы пушкиногорцев, находивших-
ся на оккупированной фашистами террито-
рии Пушкинского района, приводят к мысли,
что эпидемия брюшного тифа в этих местах
возникла не случайно. Этому способствовало
отсутствие средств гигиены, плохое питание,
большое количество трупов, зачастую едва
присыпанных землёй. Даже в озеро Тоболе-
нец, воду которого до революции дважды в
году освящали, поэтому вода в нём считалась
святой, было выброшено несколько мешков
с трупами цыганят, заколотых штыками в
подвале хозяйственной комендатуры (в на-
стоящее время это здание аптеки на Пушкин-
ской улице). Об этом факте говорится в книге
Малиновского «Подпольщики Пушкинских
Гор».
Фронт подошёл вплотную к Пушкин-
ским Горам в начале сорок четвёртого года,
но ещё «в марте 1943 года, задолго до подхо-
да линии фронта к Пушкинским Горам, нем-
цы приступили к систематическому разру-
шению «охранявшегося» ими Святогорского
монастыря. По свидетельству священника
И. Д. Дмитриева, немцы дважды подрывали
главную церковь монастыря — Успенский
собор, построенный в 16 веке по повелению
Ивана Грозного». Но, видимо, этого им по-
казалось недостаточно. Под основание Свя-
той горы, на которой у алтаря Успенского со-
бора находилась могила Пушкина, фашисты
прорыли тоннель и заложили в него большое
количество взрывчатки. Тоннель был прорыт
под дорогой, огибающей Святую гору.
Зоя Михайловна Иванова рассказывала
своему сыну Сергею Павловичу Ефимову о
том, как однажды она, спустившись в овраг,
случайно вышла к этому тоннелю. Тоннель
был широкий и довольно высокий, в нём го-
рел электрический свет. Из глубины тоннеля
доносились мужские голоса. Из услышанных
реплик можно было сделать вывод, что люди,
находившиеся в тоннеле, выпивали и закусы-
вали.
Благодаря счастливому стечению об-
стоятельств, расторопности командиров Со-
ветской армии и самоотверженности бойцов,
освобождавших Пушкинские Горы, взрыв
Святой горы и могилы Пушкина удалось пре-
дотвратить.
«Пушкинские Горы были освобождены
12 июля 1944 года. Немцы покинули посёлок,
оказав лишь незначительное сопротивление.
Однако освобождению посёлка Пушкинские
Горы предшествовали долгие кровопролит-
ные бои на Стрежнёвском плацдарме, унёс-
шие тысячи человеческих жизней.
Много лет прошло с тех пор, но в па-
мяти людей старшего поколения по сей день
живут воспоминания о военном лихолетье. И
мы, представители нового поколения, тоже
не имеем права забывать об этом, так как
память, по определению Дмитрия Лихачё-
ва, «...основа совести и нравственности».
«Подобно тому, как личная память человека
формирует его совесть... — так историческая
память народа формирует нравственный кли-
мат, в котором живёт народ».
Хмелёва Елена Васильевна — старший методист
Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайлов-
ское».
источник: http://izd.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps42/ps-42-02.pdf Первая чвасть: https://ok.ru/pushkinogor/topic/67503279571175 #воспоминания #война #оккупация
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев