Но место красивейшее и по сей день.
Имение Дериглазово раскинулось всего в полуверсте от Михайловского, на противоположном берегу реки Сороти.
В глубокой древности здесь стоял Спасский монастырь. А вся округа именовалась Спасской губой.
Спустя столетия служилым людям Сумароцким были пожалованы земли. К началу XIX в. представители этой фамилии породнились с дворянами Шелгуновыми. Известно, что родители А. С. Пушкина бывали в гостях в их имении Дериглазово. У Шелгуновых было много детей, и в доме жил учитель-француз. В «деревенских главах» романа «Евгений Онегин» в образах гостей Лариных легко угадываются черты обитателей Дериглазова.
По свидетельству родителей А. С. Пушкина, в Дериглазове устраивались праздничные балы и обеды, на которые съезжались все соседи. Известно, что позже (скорее всего, в кон. XIX – нач. XX в.) на кладбище владельцев Дериглазова была поставлена часовня. Поблизости также хоронили жителей окрестных деревень. Владельцы Дериглазова – как и Ганнибалы, и Пушкины – были прихожанами Воскресенской церкви на погосте деревни Воронич.
В 1918 году имение сожжено окрестными крестьянами. В. Д. Лачинова в своих воспоминаниях рассказывает о конце Дериглазова и Петровского: «17 февраля 1918 г. рано утром к сестре моей, жившей в Петровском (т. е. Е. Д. Княжевич), прибежали сказать, что толпы людей, одетых в солдатское платье, громят соседние имения, лежащие по большой дороге от города Острова. Сказали, что Голубово — имение барона Вревского, сына Евпраксии Ник. Вревской, — Александрово — тоже имение другого брата, бар. Вревскаго, Васильевское — Корсакова, Вече — Карпова, — горят… Следующее имение было наше Дериглазово.
Она бросилась туда, но застала уже картину полного погрома: рояль выкинут из окна, всё разбито, исковеркано. В столовой на полу раскладывают костёр. Не помня себя, она бросилась тушить его, но тут кто-то, ударив её по голове, выкинул её из окна, и в себя она пришла, когда весь дом пылал. Тогда она побежала в Петровское, где застала ту же картину: так же выкинут из окна рояль, так же пылает дом.
И старушка, владелица имения К. Ф. Княжевич, в полном отчаянии. Но этого мало. Её кучер Ефим, который у неё служил десятки лет и которому она привыкла доверять, предложил ей всё, что она хочет спасти, передать ему. Она так и сделала, вручив ему всё, что наспех сумела собрать. Но доехав с ней до поворота в его деревню, он ей сказал: «Ну, а теперь, барыня, слезай, тут нам с тобой больше не по дороге». — «Да что ты, Ефимушка, да как же это так?» — «А вот так, раньше был Ефимушка, а теперь стал Ефим Памфилыч». — И остались обе бедные женщины только в том, что на них было. Идя к священнику, на наш погост в Воронич, им пришлось проходить мимо Михайловского. Оно тоже всё пылало, и весь лес кругом был засыпан клочками разорванной бумаги. Это было всё, что осталось от библиотеки, собранной в Михайловском. В тот же день было сожжено и Тригорское».
Дмитрий Никанорович Шелгунов — один из владельцев усадьбы Дериглазово в конце XIX века. Генерал. Занимался благотворительностью. В частности, много средств жертвовал для Воскресенской церкви в деревне Воронич. Об этом есть некоторые сведения в Государственном архиве Псковской области: «В 1866 году в церкви был сделан ремонт: стены внутри перекрашены и снаружи обшиты тёсом на деньги прихожан и жертвователей — 336 рублей. В 1869 году усердием помещика генерала Шелгунова в церкви сделан новый иконостас вместо ветхого, обшиты тёсом стены, полы перестелены и окрашены масляной краской. В 1872 году на деньги, пожертвованные церковным старостой, церковь была покрыта железом и окрашена медянкою». Позже в ведомости церкви Воскресения Христова на Ворониче как податели пожертвований фигурируют уже наследники помещика Д. Н. Шелгунова: «В 1894 году 28 сентября в селе Дериглазове… (от) наследников помещика Димитрия Шелгунова…»
Одно из таких мест – фамильное кладбище владельцев бывшей усадьбы Дериглазово Сумароцких-Шелгуновых. Расположено оно на возвышенности, на правом берегу р. Сороть, напротив городища Воронич и музея-усадьбы «Тригорское». В глубокой древности здесь стоял Спасский монастырь. Спустя столетия служилым людям Сумароцким были пожалованы земли. К началу XIX в. представители этой фамилии породнились с дворянами Шелгуновыми. Известно, что родители А. С. Пушкина бывали в гостях в их имении Дериглазово.
В феврале 1918 года Дериглазово, как и все соседние усадьбы, было разорено и разграблено; впоследствии были осквернены кладбища.
К началу 2000-х годов по инициативе Пушкинского Заповедника на месте фамильного кладбища Сумароцких-Шелгуновых, которое стало излюбленным местом для проведения пикников, был установлен памятный деревянный крест. Спустя еще несколько лет, во время благоустройства старинного погоста в д. Воронич, были обнаружены два фрагмента гранитной надгробной плиты, на которых читалось «Дмитрий Никанорович Шелгунов».
Проведенные сотрудником музея Д. М. Курманаевским исследования позволили уточнить, что надгробие с дериглазовского некрополя было перенесено и использовано в 1930-х годах для строительных целей в д. Шаробыки, откуда новый хозяин Андрей Игоревич Юшин перевез его в д. Воронич на погост. После обнаружения в 2013 году находка была передана на хранение в Научно-культурный центр.
В начале мае 2022 года от одной из жительниц д. Шаробыки Любови Викторовны Крыловой стало известно, что на ее земельном участке найдено еще одно надгробие, с могилы «Шелгуновой Амалии Федоровны (03.10.1840–18.07.1896)». 21 мая сотрудниками службы технической эксплуатации и хозяйственной деятельности музея-заповедника под руководством Натальи Сергеевны Васильевой весьма тяжелое надгробие было возвращено на исконное место.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1