Однако не все переселялись сюда по собственной воле. Многие хуторяне Пушкиногорского района оказались здесь в рамках программы коллективизации и создания колхозов. У «новосёлов поневоле» даже были
соответствующие прозвища. Так, Алексея Иванова и его сына Анатолия
звали «дороховскими»: они приехали из деревни Дорохово. Гужавиных
звали «приезженскими» — из деревни Приезжево, Пётр Ильич Иванов
звался «Петька Кашинский» — из деревни Кашино, Василий Прокофьев — «Вася Блажин», из деревни Блажи, Бибины и Усовы, переселившиеся из места Шабохина Гора, все прозывались «Шабохи», Максимов
звался «глазковский»... Следует отметить, что Виктор Клюковский на память пересказал нам все фамилии жителей и нарисовал план деревни, кто
где жил, всего 38 домов. Но это тема другой работы.
Рассказ Виктора Клюковского подтверждает и Виктор Григорьевич
Никифоров в своей книге об истории деревень. В статье о Шаробыках
приводятся воспоминания жительницы деревни Ерёмино — Елены Семёновны Михайловой:
«Деревня образовалась в 1937 году… На берег озера Мошно (ныне Шаробыкинское. — Прим. авт.) откуда-то привезли избу и поселили в ней семью члена ВКПб, колхозника Семёна Михайлова (то есть отца рассказчицы. — Прим. авт.). Сюда же, на берег озера стали переселять тех, кто жил на хуторах… Тем, кто не желал подчиниться новой власти, комсомольцы снимали крыши с построек, разбивали окна, двери, разваливали печи, трубы. В 1937 году вдоль озера появилась целая улица… Деревню назвали Новый Воронич… В 1941 году немцы-оккупанты, чтобы не путаться с названиями: старый, новый Воронич, стали называть её Шаробыки, что в переводе с немецкого означает «пятнистый бык» (или, пренебрежительно, — «грязный бык»). Это название сохранилось…».
Насильно согнанные на новое место жительства хуторяне были поставлены в трудные условия. Государство не собиралось давать деньги на
строительство новых домов. Кто-то смог перевезти старые дома, кто-то
строился заново. Хуторяне, трудяги по определению, были, несомненно, люди деловые, предприимчивые. Но, в силу отсутствия образования
не обременённые моралью и этикетом, они с «чистой совестью» могли
строить из всего, что «плохо лежало». Разорение дворянского фамильного захоронения только приветствовалось новой властью или, по крайней мере, отношение её к этому было безразличным.
В подтверждение сказанного, чтобы правильно понять истоки поведения селян, здесь я хотел бы сделать маленькое историческое отступление и привести несколько цитат из книги Александра Александровича
Формозова — Учёного с большой буквы, автора десятков монографий и
книги «Пушкин и древности».
«Повсеместный разгром дворянских имений не только не пресекался, но и поощрялся из центра (Ленин: «Грабь награбленное!»)…
О том, как вели себя крестьяне, мы знаем из литературы. Пантелеймон Романов в рассказе «Белые куклы» повествовал о мужиках, захвативших дворянское имение, и, не понимая, на что могут сгодиться
книги, картины, скульптуры, безжалостно их уничтоживших…
В известных воспоминаниях Максима Горького о Ленине мы найдём
такое свидетельство: «В 19-м году в Петербурге был съезд «деревенской бедноты». Из северных губерний России явилось несколько тысяч
крестьян, и сотни их были помещены в Зимнем дворце Романовых. Когда
съезд кончился и эти люди уехали, то оказалось, что они не только все
ванны дворца, но и огромное количество ценнейших севрских, саксонских
и восточных ваз загадили, употребляя их в качестве ночных горшков.
Это было сделано не по силе нужды — уборные дворца оказались в порядке, водопровод действовал. Нет, это хулиганство было выражением
желания испортить, опорочить красивые вещи... Всё это не случайные действия безответственных лиц, а инспирированная свыше вспышка вандализма…
Кладоискательство, подавлявшееся царской администрацией,
вспыхнуло повсеместно. В 1918 году керченские «счастливчики» убили
директора (Керченского) музея древностей Владислава Вячеславовича
Шкорпила, пытавшегося их остановить…
…В правительственных кругах находились отдельные люди, способные понять важность проблемы и приложить силы к её разрешению.
Таковы хотя бы нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский
или заведовавшая отделом музеев этого наркомата Наталья Ивановна Троцкая (Седова). Но их взгляд на культурное наследие был отнюдь
не общепринятым…
В обществе тоже (как и в правительственных кругах. — Прим. авт.)
получила распространение старая, писаревская ещё, идея: вместе с несправедливым социальным строем должна погибнуть и созданная им
культура…».
Из церквей выносили всё ценное: «Показательно, что предложения
приходов собрать компенсацию за ценную церковную утварь неизменно
отвергались властью. Ей важно было не получить деньги, а уничтожить реликвии… В статье из журнала «Антирелигиозник» отмечено,
что в 1927 году по стране разрушено 134 культовых здания, в 1928-м —
582, в начале 1929-го — 27, а намечено к разрушению 317 (154 в городах,
163 в деревнях).
…Параллельно шли другие кампании: макулатурная, чистки библиотечных фондов от «ненужного старья», разрушения старых кладбищ.
В ходе первой вывезли на переработку тысячи архивных документов, в
том числе и очень важные для понимания судеб страны. В ходе второй — из старейших библиотек выбросили на книжный рынок редкие
антикварные издания: из Севастопольской морской библиотеки — книги
с автографами знаменитых флотоводцев. В ходе третьей — сравняли с
землёй тысячи старых могил. Так, в Новодевичьем монастыре в Москве
из 2800 могил оставили менее ста…
Главное же было в том, что в широких слоях населения насаждалось пренебрежение к культурному наследию, пагубное и для настоящего
момента и для нашего будущего».
Пушкинский край не стал исключением. Вера Дмитриевна Лачинова заканчивает свои воспоминания о Дериглазове с болью в душе:
«Стоит ли кончать?!.. 17 февраля 1918 года рано утром к сестре моей,
жившей в Петровском, прибежали сказать, что толпы людей, одетых
в солдатское платье, громят соседние имения, лежащие по большой
дороге от города Острова. Сказали, что Голубово, Александрово, Васильевское, Вече — горят… Следующее имение было наше Дериглазово…».
Как мы видим, новая власть нового государства сознательно и целенаправленно предопределяла отношение селян к старине и, в частности, к кладбищам. Так что украденный камень с отдельно взятого фамильного кладбища Шелгуновых на фоне разбоя в отношении культурного наследия всей страны — детская шалость…
Но вернёмся к нашей теме. Итак, много лет спустя могильный камень Д.Н. Шелгунова был обнаружен у кладбища на Ворониче при разборе мусорных завалов. Отмыв плиту и сумев прочитать надпись, специалисты уже не сомневались в исторической находке.
На месте фамильного кладбища Шелгуновых, за Дериглазовским
мостом, в настоящее время имеется памятный крест. Может быть, на это
место вернуть и надгробную плиту (её фрагменты)? Плита пока одна, и
поэтому можно поставить рядом табличку с именами и фамилиями других, захороненных здесь. (Для этого предлагается провести поиск в архивах.) Пусть это станет первым шагом к восстановлению усадьбы Дериглазово.
Итак, предлагается:
● - перенести могильную плиту на старое место, то есть на огороженный участок;
●- осуществить поиск других надгробных плит с этого кладбища.
Для этого нужно на протяжении долгого времени отслеживать в ближайших деревнях разборки и перестройки старых (около 1930-х годов) домов, а также скотных дворов и других хозяйственных построек.
Положительный опыт такой находки в колхозе Крыловском
уже есть. Андрей Васильев пишет: «В октябре 2012 года в Пушкинский Заповедник поступила очень интересная информация о найденных в деревне Крылово двух старых надгробиях, которые раньше
находились на фамильном кладбище Крестиных в селе Воскресенское. Обнаружил надгробия житель деревни Крылово Анатолий Евгеньевич Фёдоров. Сообщила в музей об интересных находках исследователь-краевед Елена Викторовна Фёдорова из деревни Козляки.
Надгробия были перемещены после Великой Отечественной войны с
кладбища бывшей усадьбы Воскресенское и использовались в качестве
фундамента скотного двора, который вскоре сгорел во время грозы...
Могильные плиты с фамилией Крестины возвращены на фамильное
кладбище в Воскресенское».
Так как новые строения требуют согласования с Заповедником, то
контроль не составит особого труда. Вряд ли каменную могильную плиту
кто-то потащит издалека. Поэтому, скорее всего, круг деревень для надзора будет ограничен. С какой деревни начинать — не ясно, но и не важно.
Кто из новых поселенцев первый начал, и кто с кого брал пример — вопрос открытый. Это могут быть деревни Зимари, Дедовцы, Воронич, Шаробыки, Носово, Железово. Возможно, ещё Блажи, Кокорино, Каменец;
●- уже сейчас, не дожидаясь перестройки домов, провести осмотр
фундаментов старых, заброшенных домов и сельскохозяйственных объектов в этих деревнях с целью выявления могильных плит в фундаментах.
В заключение хочется сказать, что рассказ об усадьбе Шелгуновых
не являлся главной целью этой заметки. Нам больше хотелось подчеркнуть морально-этический аспект вопроса о кладбищах, о сохранении
нашей истории через старинные кладбища. 75 лет назад полуобразованные крестьяне, доведённые властью до отчаяния, могли себе позволить
грабить кладбища… Их за это и упрекнуть-то трудно. А вот что движет
современной молодёжью, когда для костра спиливаются кресты на могиле, когда у могилы могут всю ночь горланить, пьянствуя, когда оставляют после себя у могилы кучу мусора? При этом наши современники
не борются с голодом, нищетой, нуждой. Перед ними не стоит вопрос,
как выжить…
А.С. Пушкин в 1830 году написал известные всем нам трогательные
строки:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
Оказывается, эти чувства не всем близки и не возникают сами по
себе, просто так. Очевидно, эти чувства надо воспитывать с детства, борясь с массовым невежеством и безразличием к нашей истории, к истории нашего края.
Одна из функций музея — воспитание подрастающего поколения.
Михаил Ефимович Васильев много времени уделял этому процессу. Будучи хранителем Святогорского монастыря и могилы А.С. Пушкина, передавал своё бережное отношение к истории края многим и многим поколениям молодёжи.
В заключение я хочу ещё раз сказать спасибо Виктору Клюковскому из деревни Шаробыки и Сергею Якушкину из Кокорина, Анатолию
Фёдорову из Крылова и Елене Викторовне из Козляков, Андрею Юшину
из Санкт-Петербурга и всем людям, не безразличным к истории края.
Нет комментариев