Игумен Иоанн в «Описании Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии» сообщал: «Монастырское кладбище расположено внутри монастыря на Святой Горе, вокруг Успенского собора; некоторые настоятели и благодетели обители погребены даже под храмом; строитель же Покровского придела сего храма, помещик Максим Иванович Карамышев, погребён под алтарём сего придела в особом семейном склепе... Сверх сего на Святой Горе погребены:
высокочтимый настоятель сего монастыря архимандрит Геннадий,
много потрудившийся для святой обители Святогорской, которому
архимандритом Николаем с братьею в 1884 году поставлен приличный памятник из белого мрамора; жена главноуправляющего канцеляриею Псковских Дворцовых Вороницких волостей, Двора Ея Императорского Величества комиссара Василия Алексеевича, Евдокия Петровна, умершая января 1759 года, как о том свидетельствует надпись, сделанная на особой медной доске, хранящейся ныне особо в Покровской церкви; и многие другие из непринадлежащих к монастырскому братству».
В «Летописи Святогорского монастыря, извлечённой преимущественно из дел онаго» упомянуто: «…1781 год. В октябре месяце
из Пскова было привезено в осмоленном ящике тело коллежского асессора — Ивана Большова Львова и погребено в Святогорском монастыре
на кладбище, где покоятся и все его родственники».
От большинства упомянутых выше захоронений к настоящему
времени не сохранилось практически ничего — за исключением отдельных частей исторических надгробий, которые хранятся в Пушкинском Заповеднике (например, с могилы архимандрита Геннадия).
Старые надгробия и могилы уничтожались как до начала Великой Отечественной войны, так и перед отступлением фашистских захватчиков из Пушкинских Гор.
К 1925 году окончательно был закрыт как культовое учреждение
Святогорский монастырь. Бывшие монастырские постройки начинают
приспосабливать под культурно-просветительные и иные нужды.
Растёт интерес общественности к пушкинским местам. В Михайловское приезжают известные пушкинисты, архитекторы и краеведы,
государственные деятели. Однако неналаженность заповедной охраны
и бесхозяйственность нередко в ту пору становятся причиной дальнейшего разрушения немногих уцелевших памятников.
Но главной причиной варварского отношения к памятникам было
сознательное стремление некоторых сровнять с землёй всё, что напоминало о «старом режиме», о православной вере. Нередко уничтожались целые кладбища. До сих пор можно видеть на старых погостах
основания надгробий, с которых спиливали кресты для сдачи в металлолом.
И это происходило несмотря на то, что уже в первые годы советская власть предпринимала шаги по охране памятников культуры:
«3 ноября 1917 г. Наркомпрос обратился с воззванием ко всем гражданам России бдительно беречь культурные богатства…
Декретом Совнаркома от 5 октября 1918 года учёт и охрана
памятников культуры были объявлены общегосударственным делом,
целью которого были признаны «изучение и возможно полное ознакомление широких масс населения с сокровищами искусства и старины,
находящимися в России».
К величайшему сожалению, конец 20-х и начало 30-х годов нанесли
непоправимый ущерб делу охраны памятников культуры. Постановление партии и правительства «О преподавании гражданской истории
в школах СССР» постепенно изменило отношение к памятникам национальной старины».
«С 31 мая по 3 июня 1925 года в Пушкинском Заповеднике находился профессор К.К. Романов с целью осмотра заповедных мест.
В своём отчёте он фиксирует… «Близ могилы стоит старый «жальничный» крест, вероятно XVIII века. Могила архимандрита Геннадия с памятником 1864 года и отдельной решёткой в подпорченном состоянии…»
30 июня 1926 года в Пушкинский Заповедник приезжает нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. 12 июля 1926 года
учёный хранитель книжных собраний Пушкинского Дома Пётр Митрофанович Устимович посылает А.В. Луначарскому записку «Что надо отремонтировать на могиле Пушкина».
И, помимо перечисления первоочередных необходимых работ
по могиле поэта, говорится, что «…нужно реставрировать (рисунок есть) умышленно разрушенный памятник на могиле бывшего настоятеля монастыря Геннадия. Он был современником поэта (игуменом
с 1827 по 1848 год) и похоронил Пушкина в 1837 году».
В воспоминаниях местных жителей есть свидетельства о том,
как выглядело кладбище до войны. Так, Анна Яковлевна Григорьева,
1930 года рождения, уроженка деревни Горушка Гаринского сельсовета,
вспоминала: «Поселились мы в Пушкинских Горах в 1938 году… До войны
на холме было кладбище с оградами. Могила Пушкина и памятник были
такими же, как и сейчас, только не было каменных плит вокруг, а была
земля и могильные холмы и плиты. Всё это сравняли с землёй в 1948 году».
О разрушениях в годы Великой Отечественной войны даёт представление акт Государственной чрезвычайной комиссии, составленный
после обследования состояния Пушкинского Заповедника с 26 июля
по 1 августа 1944 года: «По свидетельству священника И.Д. Дмитриева, немцы дважды подрывали главную церковь монастыря — Успенский собор, построенный в XVI веке по повелению Ивана Грозного.
В результате второго взрыва собор, у стен которого находится могила Пушкина, разрушен: колокольня рухнула, а древний двухсотлетний большой колокол разбит на мелкие куски, валяющиеся в обломках
кирпича по склонам горы (выделено автором); крест соборного купола сорван; западная часть купола пробита снарядом, крыша приделов обрушилась. Сожжены и полностью уничтожены Никольская церковь
монастыря, трапезная, кельи монахов, монастырская гостиница и другие монастырские сооружения…».
Можно предположить, что во время этих разрушений могло пострадать немало исторических могил с надгробиями.
«Постановлениями, принятыми совещанием руководящих работников АН СССР, Псковским облисполкомом и Пушкиногорским РК ВКП/б/ и
райисполкомом, были определены первоочередные работы по восстановлению Святогорского монастыря: «Считать первоочередными работами по заповеднику по титульному списку 1946 года следующие объекты:
а) консервация собора Святогорского монастыря и укрепление могильного холма».
В ходе восстановительных работ неоднократно находили свидетельства того, что весь Святогорский холм в прошлом был кладбищем.
«9 сентября 1946 года инженером Ленакадемстройпроекта
Е.П. Титовым, директором Пушкинского Заповедника С.С. Гейченко
и др. членами комиссии было произведено обследование фундаментов
Успенского собора, заложены 4 шурфа. При вскрытии в двух шурфах
были обнаружены: раздробленные части четырёх человеческих скелетов и две медные монеты достоинством 2 копейки 1798 г. и 1 копейка
середины XVIII в. — при обследовании фундамента колокольни, выложенного из бутовой плиты и крупного булыжного камня; остатки девяти человеческих скелетов и монета 2-копеечного достоинства времени Николая I — у фундамента собора между центральной и правой
апсидой».
Во время обследования площадки у могилы А.С. Пушкина
в 1952 году было обнаружено следующее: «При закладке шурфов с целью определения строения грунтов… Шурф № 1 (с восточной стороны
памятника, на расстоянии 1,45 см от поребрика, по направлению к балюстраде). После снятия верхнего покрова земли (20–25 см), состоящего
из песку, битого кирпича, щебня и кусков старой цементной обмазки,
были обнаружены фрагменты человеческих костей рук (три фрагмента), черепа (один фрагмент) и позвоночника (один фрагмент). На глубине 1,5 м обнаружен целый скелет и весьма незначительные остатки
истлевшей древесины.
Шурф № 2 (с западной стороны памятника, влево от калитки железной ограды). После снятия верхнего покрова земли… на глубине 50 см
обнаружен фрагмент человеческого черепа. 30 октября 1952 г.
С.С. Гейченко».
В 1949 году в Успенском соборе появляется первая музейная экспозиция.
«В экспозиции Успенского собора раскрывалась тема работы Пушкина над «Борисом Годуновым», в конце 1950-х годов появляется «Келья Пимена». С.С. Гейченко возвращает собору его культовое значение
и звучание17. В центральной — древнейшей — части появляются иконы,
кованое паникадило».
Наряду с музейной работой над экспозициями в интерьерах собора
Семён Степанович Гейченко воссоздаёт образ древнего погоста, сельского кладбища, не раз упоминаемого в произведениях А.С. Пушкина.
Не последнее место в этой работе отводилось также возрождению колокольного звона. В 1978 году подобранные для Святогорского монастыря-музея колокола заняли своё место на колокольне.
Гейченко привлекал к реставрации, уходу за памятниками как своих сотрудников (Василия Яковлевича Шпинёва, Владимира Александровича Самородского и других), так и приглашённых из других городов
специалистов, доброхотов.
Архитектурный обмер исторических памятников заповедника
в 1952 году производила группа студентов искусствоведческого факультета Института имени И.Е. Репина под руководством доцента Игоря Александровича Бартенева.
В течение нескольких десятилетий Гейченко собирал и перевозил
на заповедную территорию камни и кресты из окрестных сельсоветов,
нередко спасая их от уничтожения при строительстве дорог и прочих объектов; организовывал обследование сохранившихся древних памятников
на соборном холме, городищах Воронич и Савкино.
«Когда отношение к памятникам культа было резко отрицательным, С.С. Гейченко очень тонко прочувствовал, каким образом можно
спасти и ввести в экспозиции заповедника каменные кресты, чтобы они
были и экспозиционны и органичны по отношению к ценнейшим ландшафтам пушкинских мест. Он переносил кресты на те места, где исторически существовали древние некрополи либо поклонные места, где уже
сохранялись отдельные подобные памятники», — пишет искусствовед,
архитектор Игорь Иванович Лагунин.
Нет комментариев