Хорошо это или плохо?
Я всегда пишу о том, что псы живут в семьях на положении младших социальных партнеров, то есть находятся под нашей постоянной опекой. И огромную часть решений мы принимаем за них — что есть, где спать, когда гулять, во что играть, с кем заводить детей. А те решения, которые собаки принимают сами, нам очень часто не нравятся — изваляться в дохлом еже, погнаться за белкой, наорать на соседскую собаку из окна. Поэтому мы и занимаемся песьим обучением: меньше самостоятельных решений — проще совместная жизнь. Собственно, все обучение — это калибровка собаки под исполнение наших решений: мы говорим ей, что и в какой момент делать, а она исполняет.
Но как же быть с песьей свободой воли? Сколько этой свободы воли оставлять собаке, чтобы она не превратилась в живого робота? Как не задушить в ней способность проявлять инициативу своим воспитанием? Давайте разбираться. Вообще у представителей разных пород в разной степени проявляется способность принимать решения. Грубо можно обобщить, что, чем меньше в породе человеческой селекции, тем выше инициативность. Скажем, какие-нибудь приотарные аборигены не смогли бы выполнять свою работу хорошо, если бы были заточены под тесное сотрудничество с человеком.
Кавказской овчарке приходится самой решать, когда погнать волка от стада, а когда и подремать в тени можно. А вот немецкая овчарка, хоть исторически тоже пастух, предпочитает ожидать указаний и старается угождать своему проводнику выполнением его решений. И эти породные свойства красноречиво отражаются в разных рейтингах «самых умных пород». Немцы в них занимают пьедестал, а аборигены съезжают на последние места просто потому, что считаются плохо обучаемыми. Но «плохая обучаемость» — это прямое следствие того, что предназначение этой конкретной породы собаки в том, чтобы многое решать самостоятельно.
Вот и получается, что при обучении какого-нибудь басенджи-примитива приходится преодолевать гораздо большее сопротивление, чем при обучении колли-инфантила. Примитивы развивались в свободной от человеческих решений среде, а служебники выводились специально для работы в паре с человеком. Понятно, что сейчас всю породную селекцию уже взяли в свои руки специалисты, но они стараются поддерживать породные стандарты, которые сложились исторически.
Но несмотря на породную склонность решать самостоятельно или ждать распоряжений, с любыми собаками могут быть ситуации, когда им нельзя давать принимать решения. С другой стороны, есть обстоятельства, когда дать возможность собаке решать самой — жизненно необходимо для успеха в коррекции нежелательного поведения. Расскажу и про то, и про другое. Представьте собаку, которая боится заходить в лифт. А вы живете на сорок пятом этаже — спуск по лестнице не одобрят ни ваши колени, ни песьи суставы. А собачьи лужи и кучи дома не одобрит вообще никто, поэтому спускаться вниз так или иначе придется.
Как заставить собаку зайти в лифт? Первое, что обычно делают владельцы, — уговаривают и предлагают еду. Естественное желание решить все мирно и без насилия тут может сработать против достижения цели. Мы даем собаке принять решение самой — она может решить не ходить в лифт даже за еду, может съесть еду, но не пойти в лифт или выскочить из него сразу, как только проглотила предложенный кусок. В общем, самостоятельно принятое собакой решение в любом случае не будет включать поездку на лифте. Она же его боится, для нее естественно избегать пугающего объекта.
К тому же страх — это эволюционная фича, а не баг. Животные, благодаря страху, избегают смерти. Не будь у них в арсенале страха, они бы попадались в зубы опасным хищникам, падали бы с высоты и попадали бы во всякие другие передряги. Животное долго не живет под девизом «слабоумие и отвага», зато, чаще всего, имеет больше шансов выжить под девизом «бойся и спасайся». Короче говоря, решение не приближаться к пугающему объекту — очень разумное. Мешает оно только с человеческой точки зрения. И человеческая же задача — не дать собаке возможности принимать решение в такой ситуации, буквально — не давать ей выбора, а дать понять, что выбора здесь нет.
Мы как бы берем ответственность за собачью безопасность на себя: отводим ее в лифт без предложения альтернатив. Да, это может быть на натянутом поводке, волоком, на руках — как угодно. Главное — дать ей пережить этот опыт и дать убедиться, что бояться было нечего. В процессе поездки в лифте можно награждать ее жраниной за смелость, убеждать ласковым и спокойным тоном, что все в порядке, не давать паниковать. А в конце — похвалить за то, что она выжила целых сорок пять этажей этой адской поездки. Подобные ситуации учат собаку тому, что не только ее решения бывают верными. Что ее мамичка тоже может брать на себя ответственность, и тогда точно все будет хорошо — ведь в итоге все спаслись.
Я однажды подобрала на улице собаку весом в 30 кг. Всю свою жизнь она провела в лесу неподалеку от автозаправки. И лифтов, конечно, не видела. Жить эту собаку я устроила к своим подругам, которые обитали на 10 этаже. Если бы зоозащитники увидели со стороны, как я затаскиваю в лифт эту сопротивляющуюся лосиху, которая не была заинтересована ни в еде, ни в уговорах, меня бы точно заклеймили за жестокое обращение с животными. Но это была та самая ситуация, в которой принимать решение предстояло мне. А еще — самый быстрый способ показать адекватной, но испуганной собаке, что лифт — штука в целом неопасная. Понадобилось всего четыре поездки, чтобы попытки принять решение не ехать в лифте прекратились. И дней десять, чтоб собака начала брать еду в лифте.
Но есть и другая сторона медали в истории со страхами и принятием решений. Иногда полезно давать собаке решать самой, если она чего-то боится. И это тоже помогает в борьбе с поведением, которое не нравится. Например, ваш пес побаивается самокатов и начинает истошно орать, если те к нему приближаются. Естественное поведение хозяина в этой ситуации — натянуть покрепче поводок и миновать опасного всадника на самокате как можно скорее. Собака, скорее всего, начнет метаться и орать сильнее, но, благодаря поводку, никто не пострадает и вам удастся разойтись. Но есть и другой способ помочь собаке — дать ей свободу выбора. И выбор ее в этой ситуации может быть — обойти опасный объект по большой дуге без истерик и воплей.
Есть у меня собака Борсук со сложным анамнезом и тревожным прошлым. Когда я научила эту собаку гулять без поводка, то заметила, что ее поведение на свободе гораздо лучше, чем на поводке. Причем совершенно не имеет значения, что этот поводок почти никогда не бывает натянутым. Если Борсук не привязана веревкой к человеку, она скорее спокойно обойдет собаку, на которую нарычала бы, если бы шла на расслабленном, но все же поводке. Это открытие — как раз про возможность принимать самостоятельные решения. За прошлую жизнь у Борсука сложилась очень стойкая ассоциация про поводок. Он для нее означает отсутствие возможности принимать решения. А значит — ей тревожнее и страшнее, ведь кажется, что не удастся уйти от пугающего объекта.
А когда поводка нет — есть свобода принимать решения. От этого собака ощущает себя спокойнее, следовательно, и ее реакции на пугающие объекты сглаживаются. Конечно, этой историей я не призываю срочно отпустить с поводков всех псов, которые чего-то боятся, лают на встречных собак или кидаются на самокаты. Но точно не помешает последить за тем, какие еще есть варианты при встрече с пугающим объектом, кроме натянуть поводок и быстро разминуться. Натянутый поводок не только усиливает все реакции и так взвинченной собаки. Он еще и лишает ее иллюзии, что ее безопасность — в ее руках. А опыт того, что пугающий объект можно не только отогнать лаем, но еще и просто обойти, может оказаться полезным.
Кстати, иногда собак специально учат принимать самостоятельные решения. И от их способности это делать зависит, возьмут ли их на работу. Талантом решалы должны обладать, например, собаки-поводыри. Более того, они должны уметь расставлять приоритеты в ситуациях, когда команда их владельца противоречит безопасности этого самого владельца. И приоритетным здесь будет решение самой собаки, а не команда человека. Псы-проводники обучены решать, в какой момент перейти дорогу наиболее безопасно, ведь их владелец не видит несущиеся по дороге автомобили. Ну и в целом, если собака решает, что безопаснее не выполнять команду, она ее не выполнит или выполнит позже.
В некоторых видах спорта тоже ценится песья инициативность, и наблюдать за тем, как собака принимает самостоятельные решения — отдельное удовольствие. За это я люблю заниматься со своей псицей Лидусей прикладной защитой. Это, пожалуй, одно из немногих занятий, где четкая управляемость так же важна, как самостоятельные решения. Например, если на мамичку нападает сразу несколько фигурантов, собаке приходится сильно и быстро шевелить мозгами, чтобы решить, в какой момент кого и куда укусить, чтобы отстали и до мамички не добрались.
В обычной жизни тоже важно давать собаке решать некоторые вопросы, когда от них не зависит ничья безопасность. В качестве тренировки свободы воли я люблю игру «выбери жранину»: перед собакой можно выложить 4 крупных угощения типа трахеи, кроличьего уха и какой-нибудь утиной лапы. И пусть выбирает, какое первым унести в свое логово. На прогулках иногда важно устраивать сеанс свободного полета — не вести собаку по привычному маршруту или по собственным делам, а дать ей возможность идти туда, куда хочется именно ей. Многие ходят в зоомагазин с собакой и позволяют выбрать ей игрушку. Подобные и всякие другие тренировки свободы воли делают собаку более счастливой и более спокойной, потому что в эти моменты она решает интеллектуальные задачи. Такое удовольствие ценят не только люди.
И вообще, если есть возможность дать собаке выбирать, обязательно дайте. Если она хочет не ходить вон к той собаке несмотря на то, что мамичька решила, что ее хозяин очень симпатичный и зверям надо поиграть, пусть обойдет ее. Если вы решили, что нужно на собачью площадку, чтобы псы побегали, а в их планы бегать не входило, пусть имеют право пойти в другую сторону. Или вы решили пойти на многочасовую прогулку в лес, а собака такого не планировала и намекает, а не пойти ли домой. А может не хочет, чтоб гладил вот этот симпатичный ребенок, хотя до него все дети собаку устраивали. Пусть выбирает сама, какая степень активности и свободы ей нужна, если в результате собачьего решения никто не страдает и не лишается.
Собака на фото живет у @freckled_sa
#дрессировкасобак
#коррекцияповедения
#собаки
#обучениесобак
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев