Начало
учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная
жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что
хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И
вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение
домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?
Принято
считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Так ли
это? Какая поддержка нужна десятикласснику, пятикласснику? На эти и
другие вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.
– Можно ли как-то сгладить «переходный период», заранее как-то настроить ребенка, чтобы он не уставал?
–
Усталость от такой резкой смены образа жизни и большой нагрузки у
ребенка будет в любом случае. Мне не кажется, что этот вопрос вообще
можно решить каким-то разговором с ребенком или какой-то предварительной
подготовкой.
Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.
Если
в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что
каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих
одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только
тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в
школе у ребенка?» И как-то разобраться.
В целом же если есть
какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть
начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается.
То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней
учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на
ритм учебы.
Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе
учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный
изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного.
Дети приспосабливаются к новому ритму.
Первая неделя (и даже
недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может
понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха.
Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же
идеальной собранности и успешности.
Обычно родители берут
отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень
поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут
возможность быть рядом с ними. Важно, чтобы хотя бы первую неделю
ребенок не был чересчур нагружен, не оставался в продленке.
Многие
дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в
первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность
отдохнуть днем.
Первый раз в пятый класс
– А что
касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если
говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице,
придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.
–
Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели,
даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с
логистикой. То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на
завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут
начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и
непонятно когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести.
Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…
Обычно к
пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они
подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением
домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.
Теперь
пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь.
И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит
помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки,
сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не
получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь
выполнить все заданное.
Немаловажно говорить с ребенком,
расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше
понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления,
осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.
Если
родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать
его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного
выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует
позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом,
чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь
справиться со сложной ситуацией.
– А если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся?
–
Что делать родителям? Выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай
подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя
нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то
совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно,
нужно разбираться, защищать ребенка.
Если же все просто в
категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от
того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими
требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и
не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая,
о которой ты говорил».
Старшеклассники и юмор
– Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?
–
В старших классах начинается истерика по поводу ЕГЭ. Школа мастерски
загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние
паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то
разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если
классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не
вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор.
Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал
поесть.
– В этом году 1 сентября в понедельник, то есть сразу – целая учебная неделя…
–
Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше
погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если
ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше
оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.
Еще
самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года –
совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети
начнут воспринимать все так же.
Если дополнительные занятия,
кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного
ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по
занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные
ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно
наращивать постепенно.
Чтобы переход от отдыха к учебе был
легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например,
красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или,
например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого,
или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для
интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять
небольшую паузу.
В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.
Беседовала Оксана Головко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев