Фрейда боготворят или демонизируют. Мало кто из ученых удостоился столь пристального внимания и жарких споров. Несколько фактов, которые помогут разглядеть живого человека в «великом и ужасном» первооткрывателе бессознательного.
Зигмунд Фрейд оставил не только наследие, повлиявшее на многие сферы деятельности человечества, но и множество домыслов, связанных с его личностью и его открытиями.
Он был первопроходцем, не побоявшимся заглянуть в темные задворки человеческого сознания и обнажить потаенные страхи и желания. Однако своими качествами и образом жизни Фрейд может разочаровывать искателей его собственных слабостей и пороков. Вот несколько фактов из его биографии.
1. Мечтал стать героем
Как пишет Эрнест Джонс в книге «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда», Фрейд с детства отождествлял себя с отважными полководцами Ганнибалом и Кромвелем. Как-то одна старуха-крестьянка предсказала ему славу, сообщив его матери, что она подарила жизнь великому человеку. Схожие предсказания он слышал позже не раз. И хотя сам Фрейд вспоминал о пророчествах со скепсисом, в нем всегда присутствовала вера в свое высшее предназначение, к которому он стремился с ранних лет.
Вера наделила его необходимой целеустремленностью и упорством, помогая преодолеть долгие годы научного забвения, одиночества и поисков, вознаградив его предсказанным и по праву заслуженным величием. Но, даже достигнув вершины славы, он до самой смерти не изменил своим моральным принципам, оставаясь чутким, ранимым и критичным к самому себе человеком. Он всегда помещал научную идею выше личных амбиций.
2. Вырос в религиозной среде
Фрейд считал себя убежденным атеистом, что нередко приводится как довод его безбожия и порочности, якобы объясняющих его тягу к примитивным сексуальным теориям. Но важно помнить, что атеизм был вынужденной формой противостояния медицины и науки той эпохи с религией, отвергающей научные объяснений и прогресс.
Фрейд вырос в религиозной среде и очень трепетно относился к своим корням, культуре и традициям. В своих откровениях Фрейд признавался, что часто вел внутренние диалоги с Богом и сетовал, что будь он также религиозен, как его собратья, то смог бы легче перенести невзгоды и болезнь. Так называемый атеизм Фрейда полон сентиментальности и грусти, навеянных чувством одиночества и осознанием несчастного существования человека. К пониманию чего он пришел в том числе и через самоанализ.
3. Испытал свою теорию на себе
Фрейд с уважением относился к учителям и коллегам. Общение создавало условия для собственных размышлений, в которых рождались первые идеи психоанализа. Но никто из тех, кто хоть чем-то сподвиг Фрейда на изучение подсознания человека, сам лично не сумел или не захотел систематизировать свои наблюдения, посвятить свою деятельность серьезному и тщательному изучению этой темы.
Фрейд умел прощать, считая, что доброжелательность и личная порядочность превыше ссор и обид
Фрейд же не только сумел кропотливо собрать воедино и воплотить на практике концепцию психоанализа, он еще был первым и единственным ученым, кто подверг себя честному и самообличающему психоанализу. На такой шаг не решился ни один из его критиков, построивших свои теории, отталкиваясь, в частности, от его учения.
4. Ясность разума ценил больше жизни
Фрейд страдал от злокачественной опухоли челюсти и на протяжении последних 16 лет жизни перенес более 30 болезненных операций. Как он признавался, ему крайне тяжело давалась потеря возможности полноценно практиковать и трудиться. Мысли о самоубийстве были нередки, но поддержка близких и сила воли заставляли его продолжать жить и бороться.
Несмотря на многолетние изнуряющие физические страдания, он продолжал отказываться от приема обезболивающих средств по той же самой причине — сохранение ясности разума. И лишь на поздних стадиях болезни, будучи уже совсем обессиленным, он прибег к помощи своего лечащего врача, давшего ему смертельную дозу морфия. По сути, это была эвтаназия, на которую сознательно пошел Фрейд.
Комментарии 6