"Обычно психологи воспринимают психодиагностику как подспорье в своей работе, инструмент для определения личностных свойств, и, безусловно, в этой роли она незаменимый помощник для построения психотерапевтической стратегии. Однако накоплено множество наблюдений, которые показывают, что эвристический потенциал психодиагностики остается недооцененным.
Опыт многолетней работы со стандартизированным многофакторным исследованием личности – тестом СМИЛ в сочетании другими тестами позволяет утверждать, что психодиагностика, целенаправленно адресованная на изучение сущности определенных психологических факторов, позволяет по-другому понять не только сложный личностный конструкт и его динамические особенности, но и закономерности социально-психологических процессов, тесно связанных с психологией личности.
Вовремя обнаруженные новые, ранее не учтенные факторы, не раз уже позволили по-новому взглянуть на целый ряд устоявшихся «истин», изменить мнение на оценку психологических феноменов, пролить свет на важные обстоятельства или события, имеющие социальное значение. Они оказались совершенно разными, благодаря открывшимися новым закономерностям, проявившимся как в понимании клиники болезненных нарушений так и в различных сферах общественных интересов.
Сперва коснемся клиники психических заболеваний в контексте новых исследований. Известный отечественный психолог Блюма Вульфовна Зейгарник говорила, что «норма – это разбавленная психология». На уровне поперечного разреза это так и выглядит, если сравнить описание преморбида с интерпретацией профиля СМИЛ. Однако хронологически – сперва особенности личности до болезни, а потом заболевание и сопутствующие ему изменения, которые выглядят как заострение личностных черт или выпадение каких-либо функций.
Вывод о правомерности синдромологического подхода и нецелесообразности нозологической психиатрии подтверждается данными психодиагностическими исследованиями, если их рассматривать в контексте учения об «Искусстве психодиагностики» с учетом положений теории ведущих тенденций. В рамках такого – теоретически обоснованного подхода - реализуется сравнительный анализ эмпирических наблюдений с данными комплекса методик, в котором сочетаются показатели вербальных методик (опросников) с результатами глубинных, проективных тестов.
Еще 1968-1971 г. в период работы в Московском НИИ психиатрии, мною проводилось клинико-психологическое исследование: данные наблюдения больных с разными диагнозами - шизофрения, эпилепсия, органическое поражение ЦН , интоксикация (алкоголизм, наркомания), инфекция, пограничные состояния - рассматривались в сравнительном анализе с результатами психологического обследования комплексом психодиагностических методик.
В дальнейшем к этой базе вплоть до настоящего времени прибавлялись новые исследования – как больных, так и лиц психической нормы.
Результаты внимательного изучения огромного массива (более 1 900 наблюдений) полученных данных привели к выводу: основная симптоматика при различных по этиопатогенетическому признаку расстройств носит независимый общий характер и не отличается заметной спецификой. Болезненные расстройства в виде разнообразных симптомов, отраженных в профилях психодиагностического исследования, как оказалось, могут возникнуть при интоксикации (алкоголизм, наркомания, отравление химическими веществами,) при шизофрении, при травме головного мозга или психотравме.
В разных группах больных, сконцентрированных по нозологическому признаку в разных отделениях больницы, болезненные проявления отражались в профилях СМИЛ как усиление типологических черт, которые можно было определить по анамнезу и сообщениям родственников.
Так, при доминировании типологического личностного свойства «Экстраверсия» (1-я шкала ИТО, 2-я пик на профиле теста СМИЛ) заострение может выглядеть в норме –как к подростковая гиперактивность, а при патологии - как ажитация, расторможенность, гебоидные или гебефренные проявления. Гротескно заостренная «Спонтанность» (гиперактивность, подростковые протестные реакции, эмоциональная незрелость) - противоправное поведение или мания величия (2-я шкала ИТО, 4-я шкала СМИЛ). «Агрессивность» (протестные реакции, хулиганские действия) впреморбиде при патологическом развитии трансформируются в- садизм, фанатичную одержимость, брутальную агрессию (3-я и 4-я шкала ИТО, 6-я и 4-я СМИЛ) 4. «Ригидность» –в педантизм, эпилептоидное развитие, сверх ценные идеи отношения, бред (4-я в ИТО, 6-я и 8—я в СМИЛ). «Интроверсия» (скромность, сдержанность, замкнутость) - аутизм (5-я в ИТО, 8-я и 0-я в СМИЛ). «Сензитивность» (чувствительность, рефлексивность, пессимизм) – в невроз, депрессию ( 6-я в ИТО,2-я в профиле СМИЛ). «Тревожность (тревожно-мнительная личность) - в панические атаки, страхи, навязчивости, свободно-плавающую тревогу (7-я в ИТО, 7-я в СМИЛ). Эмоциональная лабильность (артистизм, демонстративность) – в истерический невроз, истероформную симптоматику (высокая 8-я шкала в ИТО, 3-я в СМИЛ).
Однако такое соотношение не является аксиомой, это не дважды два – четыре. Мы имеем дело не с математической формулой, а с личностью, которой свойственны и «постоянство» в ее основных параметрах, и «изменчивость» в пределах индивидуального диапазона изменчивости, которая может зависеть от барометрического фона или оказаться связанной с семейными передрягами и социальными пертурбациями.
Каждый человек – это личность, то есть, это – книга, которую нужно внимательно читать, а читать ее можно с помощью расшифровки психодиагностических показателей (в русле подхода с позиций «Искусство психодиагностики как учение»). И при этом сопоставлять данные вербальных методик (в виде опросников, в которых каждое слово проходит через сознание обследуемого), с данными не-вербальных, глубинных тестов, отражающих неосознаваемые реакции на стимульный материал. Кроме этого, как выяснилось, следует отводить больше внимания вторичным, «статистически мало значимым» показателям психодиагностических данных. Эти «слабые связи» могут быть незначимыми где угодно, но только не при изучении структуры личности человека и диагностике его состояний. Это подтверждает многолетний опыт исследований.
Универсальность симптоматики при любых нарушениях психических процессов, независимо от причины их возникновения, отражалась еще в сомнениях А.В. Снежневского, который дробил типы шизофрении на все более детализированные формы ее проявления, пока не высказал предположение, что в основе симптоматики - типологические особенности. Мои исследования это подтверждают. Однако ригидность устоявшихся в современной психологии подходов долго еще будет этому противиться.
И тут открывается еще один интересный факт: у психиатров принято считать, что при шизофрении в отличие от других психических заболеваний патогномонично считать изменение личности. Психодиагностическое исследование привело к мысли, что клинический рисунок состояния (так же как при других заболеваниях) повторяет личностный паттерн в гротескно заостренном виде, но после острого периода, манифестного состояния, когда психологическое исследование противопоказано из-за спутанного сознания, растерянности, состояния шока.
Создается впечатление, что отличие не в изменении типологической основы, а в нарушениях на более высоком уровне – в интеграционном звене личности (в структуре Я), в самосознании, самооценке и способности к само-регуляции. Если вдуматься, то именно эти параметры личности претерпевают значительные изменения в виде таких проявлений как неадекватность самоидентификации и самооценки, или нелепость высказываний и поступков в отрыве от реальности, как неспособность к управлению своими поступками, а также нарушения восприятия онейроидного или мистического (фантастического) типа.
Хотелось бы найти подтверждение такого понимания процессов при шизофренических нарушениях в виде психофизиологических исследований, направленных на изучение активности мозговых структур; в частности (предположительно) обнаружить разницу активности клеток старого мозга, диенцефальной области, отвечающей за тип реагирования, и – корковых, более поздних образований, связанных с высшими функциями личностного конструкта. Это показало бы физиологическую базу соотношения индивидуально-типологических свойств, формирующих основу клинического симптома, и тех изменений личности, которые относятся к ядру личности, к его более высокому ее уровню – к самосознанию.
Нейропсихологические исследования показывают. что симптомы при шизофренических расстройствах находятся в прямой зависимости от нарушений в определенных мозговых структурах, возможно даже на клеточном уровне. Татьяна Мудрая в своей работе, что активизация мотивации достижения сопровождается изменением клеточного метаболизма в определенной области мозга! И если учеными-физиологами уже в прошлом веке доказана связь ряда функций (зрение, слух, речь, терморегуляция, давление, ритм сердца, синхронность движений, устойчивость равновесия, циркадная функция), с разными участками клеток головного мозга, а также комиссуры, осуществляющей связь полушарий, и лобных долей, отвечающих за волевую направленность, то, казалось бы, осталось полшага пролить свет и на эту проблему.
Тут необходимо совместное сотрудничество клиницистов, психо-физиологов, нейро-психологов и психологов. Но мы разъединены, обособлены и (многие) напуганы нависшей с прошлого века угрозой в применении «санкций» за «биологизаторские тенденции». Многие до сих пор предпочитают считать личность обязанной своим существованием только тому социуму, на котором она формируется, согласно положениям Марксистско-Ленинской идеологии. Видимо, с этим связан застой в развитии научной мысли. Правда кое-кто из нейропсихологов возмутились, сказав, что исследования в этом направлении ведутся. Но учитывая такой огромный скачек в электронных, молекулярных и компьютерных технологиях можно было бы ожидать новых открытий в тех способах воздействия на клеточный субстрат определенных зон, не-травмирующий, щадящий, который привел бы к хоть небольшому успеху. А то ведь что происходит - применяют седативное укрощение бунтующих клеток - при чем всего мозга, всего человека - его печени, почек, сердечно-сосудистой системы, легочной ткани - из пушки по воробушку-симптому, укорачивая его интеллект.
Но мне известны многие, «думающие иначе», молодые специалисты, готовые к исследованиям, которые взорвут рутину устаревших представлений о нозологии, о болезни, о норме и о тех социальных факторах, которые напрямую или косвенно связаны с психологией личности. Что касается вреда, наносимого общественной жизни незнанием психологии личности и не-учета закономерностей ее реакций представителями высших эшелонов разных «развитых» стран – об этом в другой моей статье."
Автор: Собчик Л.Н., доктор психологических наук, профессор, основатель Института прикладной психологии
___________________
Статьи Людмилы Николаевны sobchik.ru/publikatsii Учитесь у лучших!
#ИПП #Собчик #СМИЛ #ИТО #ДМО #МЦВ #психодиагностика #интерпретация #результаты #практикующие_психологи #личность #профиль #портрет_личности
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев