В гостях у самоеда. 1896 (РАНЬШЕ ТАК НАЗЫВАЛИ НЕНЦЕВ)
«Песен у самоедов нет; когда он едет на оленях, он часто просто
мурлыкает на однообразный мотив свою импровизацию… мурлыкает о том, что у него есть жена, есть много собак и оленей, есть ружье, что он пойдет на зверя, а назад возвратится усталый, озябший, а жена его встретит».
Дом-мастерскую художник начал строить неподалеку от ненецкого
становища, у подножья горы Пила. Все окна дома Борисов решил разместить по северной стене, откуда открывались наиболее интересные виды на великолепные заснеженные горы. Дом был квадратный, размером 5 сажень на 5 сажень (примерно 10,7 м х 10,7 м), срубленный из толстых сосновых бревен (диаметр бревен до 7-8 вершков, примерно 31-35,6 см), хорошо проконопачен, а нижние венцы были просмолены. Насланные полы были двойные, а промежуток между половицами был засыпан песком. Дом имел три жилых комнаты, встроенную баню, кладовую и хлев для коров. Над хлевом, уровень которого был ниже других внутренних помещений, размещался
сеновал. На большом чердаке хранились различные припасы и экспедиционное снаряжение. Снаружи дом был обшит тесом и покрыт бледно-желтой краской. Высота комнат доходила до 4,5 аршин (2,8 м), а мастерской – до 5 аршин (3,6 м); мастерская хорошо освещалась через большое окно. Обилие света – необходимое условие, которое требовалось для работы над полотнами.
Для освещения дома в зимнее время было завезено 5 бочек керосина. Для неприкосновенного запаса было доставлено много консервов, но их
использовали редко. Как оказалось впоследствии, зимовщики питались почти исключительно свежим оленьим мясом и молоком.
Интересно, что по воспоминаниям участников различных экспедиций дом Борисова сохранялся до шестидесятых годов ХХ в. В нем останавливалось много известных путешественников – например, геолог В.А.Русанов в 1908 г. художник В.В.Переплетчиков в 1913 г.[33]. В 1900-х годах дом еще сохранял борисовскую обстановку – «[ ] в полной сохранности остался не только дом художника, состоящий из нескольких комнат, но и обстановка его: венские стулья, качалка, письменный стол, мраморный умывальник, постель и проч. Здесь нашли себе приют прибывшие на пароходе русская и шведская экспедиции». После отъезда художника с Новой Земли «в избе Борисова живут самоеды, только мастерская, – комната с большими окнами, необитаема».
В период функционирования здесь становища «Маточкин Шар» в доме жили промысловики-зверобои. В 1993 г. сотрудники Морской арктической
комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия Минкультуры РФ и РАН обследовали остатки борисовского дома, обнаружив на месте бывшей мастерской художника лишь нижние венцы бревен сруба, настил пола, развал печных кирпичей и мусор.
Комментарии 1