ВАСЯ - РУССКИЙ ВАН ГОГ, ВАСЯ-ФОНАРЩИК...ЕГО ЗНАЛА ВСЯ МОСКВА 60-Х И 70-Х ГОДОВ.
1915, с. Ново-Ракитино, Тамбовская губ. — 1987, Нью - Йорк
Живописец, график. Родился в крестьянской семье, до 1975 года жил в Москве. Учился в судомеханическом техникуме, пытался поступить во ВХУТЕМАС, строил метро, работал художником - мультипликатором у режиссера В.Птушко. Во время войны лежал в психиатрической больнице в Казани. Перебивался случайными заработками; работал ассистентом преподавателей-искусствоведов (в том числе Алпатова) —
показывал диапозитивы на лекциях в институте им. В.Сурикова, отчего получил кличку «Васька - фонарщик» и обширные познания в истории искусства.Благодаря статусу юродствующего гения смог открыть на дому полуподпольную школу - студию, где обучал оригинальным методам живописи, включая навыки растушевки краски по холсту сухой сапожной щеткой. С этой «домашней академией» связаны имена таких мастеров, как В.Вейсберг, А.Харитонов, В.Яковлев, М.Стерлигова, Ю.Ведерников. Его образ жизни стал бесконечным перформансом. Будучи почти нищим, обладал собранием икон и всемозможных редкостей. В 1975 году он, абсолютно русский, по израильской визе эмигрировал в Австрию, затем в США. Работы Ситникова были представлены на Венецианской биеннале (1977). Его письма из - за рубежа легли в основу книги «Уроки». Он поручил родне передать свою коллекцию икон Музею им. Андрея Рублева. Умер в Нью - Йорке в нищете. Большинство его работ рассеяно по миру. Стараниями сестры Тамары прах художника перевезен в Москву и похоронен на Ваганьковском кладбище.
В.Я.Ситников стал первым, а зачастую, и единственным учителем для многих впоследствии известных художников, чуравшихся официальных художественных школ. О жизни, творчестве и педагогической деятельности Василия Яковлевича, к сожалению, имеется мало письменных свидетельств. Тем ценнее собранные Заной Плавинской воспоминания учеников и друзей Ситникова, опубликованные ею вместе с ситниковским "трактатом о рисунке и живописи" в письмах, в книге под названием "Василий Ситников. Уроки."
Раньше многих своих ровесников он обратился к православной архитектуре. Излюбленным сюжетом его живописи стали монастыри. Он писал их множество раз на двухметровых холстах. Синие купола горели золотыми звездами и венчались православными крестами. Мощная белокаменная постройка держала композицию картины. Под монастырской стеной пестрела простонародная толпа. Бурное кипение советской жизни ...
Рассматривая толпу, увидим и автора. И величавый монастырь, и
многолюдная толпа видны сквозь снежную кисею. Рисование снежинок -
завершающий этап работы. Тонкой кистью В.Я. рисует их тщательно и
кропотливо. Самые крупные и самые мелкоскопические построены по законам симметрии. При желании их можно пересчитать. Часто эту работу он доверял своим ученикам, иногда случайный гость мог удостоиться чести нарисовать одну снежинку.
Ко всему сказанному нельзя не упомянуть о золотых руках Василия
Яковлевича: за что ни брался, все делал в совершенстве. В его квартире
под потолком висела лодка-байдарка. Ее деревянный каркас был обшит
смоленым брезентом. Драгоценное дерево отшлифовано и скреплено со
знанием искусства древнего промысла. Толстый брезент обработан так, что лодка казалась одушевленной и походила на скрипку Страдивари. Ее живая красота дышала древностью; трудно было поверить, что она сработана в наш век. Однажды В.Я. приплыл на ней по Яузе в свой любимый Андроников монастырь. На байдарку был выдан авторский патент (как на легчайшую туристическую лодку). В юные годы В Я по просьбе друга соорудил экспонат для студентов-естественников - деревянный скелет рыбьей головы. Для этой цели он купил громадную рыбу, разварил ее голову для анатомического изучения черепа и скопировал все детали скелета, выстругав каждую кость
из березовых чурок (благо, дрова были под рукой - в те годы пол-Москвы
грелось печным отоплением) Челюсти рыбы крепились шарнирами - хищник мог раскрыть и захлопнуть зубастую пасть. Для фильма "Дети капитана Гранта" В.Я. смастерил летающую модель кондора. Именно этот гигантский кондор уносит под облака мальчика, схватив его когтистыми лапами… Его универсальные таланты проявились и в портновском искусстве. Он мог сшит себе модные брюки со всеми выстрочками, петлями и карманами. В.Я. бывал самым элегантным гостем на посольских приемах: благородство осанки и красота движений выделяли его из нарядной толпы. Он умел носить фрак, но
и в телогрейке смотрелся аристократом и артистом.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев