Сегодня, по оценкам ученых, в мире возделывается примерно 95 % технических сортов винограда и только 5 % приходится на кишмишные и столовые сорта, но большинство начинает со столовых как наиболее красивых. Преобладает мнение, что раз столовый, то он как раз для еды, для стола, а «технарь» – это что-то незначительное, ягода мелковата. Конечно, столовые сорта нужны, и они действительно – для стола. Когда я серьезно заинтересовался виноградом, мне очень повезло познакомиться и подружиться с корифеями виноградной науки: М. Ф. Абузовым, Ю. М. Чугуевым, Л. А. Майстренко, А. А. Цанг и Л. П. Трошиным. Мне Михаил Федорович Абузов сразу посоветовал не заниматься столовыми сортами, а начать с русского зимостойкого винограда, который я получил от Ю. М. Чугуева. Как оказалось, это была правильная установка. Правда, теперь я не удержался и для красоты и разнообразия посадил три куста столовых – Преображение В. Н. Крайнова, Гала В. В. Загорулько и гибридную форму Супер-Экстра Е. Г. Павловского. На зиму кусты надежно укрыл, ягод с этих сортов еще не видел.
Остальной виноград у меня технический, винный, многие сорта универсального назначения. Весь он неукрывной или условно укрывной, каждый год дает урожай при отсутствии особого ухода. Наиболее перспективные неукрывные сорта и гибридные формы, уже получившие распространение: СмолОдин, Смоленский Прорыв, Саперави Смоленский, Смоленский белый, Вэлиант, Хасанский сладкий, Северный сладкий, Прогресс, Северный Триумф, Мариновский, Каберне Смоленский, Звезда Бояринова, Вымпел, Памяти Бояринова, Памяти Потапенко, Золотой Потапенко. Я очень им доволен и всегда удивляюсь тем, кто успевает несколько раз виноградные кусты укрывать и раскрывать. Когда два-три куста, это еще не сложно, а когда десятки кустов?
Зимовка винограда
Неукрывные технические сорта, а их у меня более 30, зимуют без укрытия. Лозы вообще можно не снимать со шпалеры, а только обрезать лишние побеги и окучивать основание куста. Очень большой плюс в том, что в Подмосковье и близлежащих областях Центрального региона в самые суровые морозные январские и февральские дни всегда лежит снег. Это своего рода естественное укрытие, один сантиметр снега сохраняет примерно один градус тепла.
Для большинства регионов средней полосы, несмотря на жаркое лето, для ранних сортов винограда вполне достаточна сумма активных температур (САТ) 1900–2300, критичный параметр – зима. Поэтому при отсутствии морозостойких сортов неукрывное виноградарство было невозможно, но теперь такие сорта есть, и их будет появляться все больше, этот процесс не остановить.
Немного из истории северного виноградарства
Вот что пишет виноградарь-опытник и винодел Михаил Александрович Акованцев: «Все знают нашего знаменитого во-ронежского виноградаря Косенко Василия Михайловича. Я часто с ним встречался, вот что он рассказал: «Глупый я, глупый! Более двадцати лет своей жи-ни я потратил лишь на столовые сорта. Насажал более 150 сортов! Теперь я состарился, на рынке торговать не умею, да и стыдно. Раздаю бесплатно весь свой урожай соседям по даче и всему многоэтажному дому, где я живу!» Семь лет тому назад Василий Михайлович вырубил и выкорчевал свой столовый виноград и засадил весь участок винными сортами. Теперь он доволен: «И гипертония исчезла, и простудные заболевания ме-ня покинули!»
Кроме того, стремление постоянно собирать все более и более модные сорта иногда превращается в некую «болезнь». По признанию О. А. Гальвера, «болезнь многосортицы мучает почти каждого виноградаря». Виноградари с особой теплотой вспоминают покойного Олега Александровича, человека необычайной скромности, который очень много сделал в отборе и селекции дальневосточных сортов, Адэлия Ивановича Васьковского и Александра Ивановича Потапенко. Если Потапенко отбирал в тайге сорта винограда по тому, как его едят птицы («Вкусовые пристрастия птиц и человека сходны», – писал А. И. Потапенко в книге «Русский зимостойкий виноград»), то Гальвер отбирал амурские сорта по тому признаку, какие черенки в подвале едят мыши. Те сорта, черенки которых охотно ели мыши, Олег Александрович оставлял, остальные отбраковывал. Возможно, в этом основная разница между амурскими сортами Гальвера и Потапенко?! Одна из самых больших заслуг Гальвера состоит в том, что он отобрал сверхранний клон сорта А. И. Васьковского Экспресс и назвал его Экспресс ранний. Для широты Санкт-Петербурга эти два сорта – настоящие находки, из их урожая делают прекрасное вино.
#виноград #сортавинограда #сортавиноградадляподмосковья #виноградподмосковья
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4