В 1905 году Альберт Эйнштейн ответил на весьма серьёзный физический
вопрос: является ли движение в нашей Вселенной относительным или
абсолютным? Другими словами, существует ли в нашей Вселенной такая
система отсчёта, которая в точности позволяет узнать, движется тот или
иной объект в пространстве или нет?
Возможно, тебе этот вопрос покажется несерьёзным. «То есть как это?
Невозможно узнать, движется объект или нет? Да это же совсем просто!
Если я иду в школу, то я двигаюсь. А если сплю в кровати, то не
двигаюсь!» Нельзя забывать про то, что наша планета не стоит на месте – она летит вокруг Солнца со скоростью больше 100 000 километров в час!
Так что даже когда ты спишь (то есть неподвижен относительно Земли), в
других системах отсчёта (относительно центра Галактики) ты всё равно
движешься. Альберт Эйнштейн доказал, что во Вселенной любое движение является относительным.
ДВИЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО!
Помните, с чего мы начинали наш разговор – «смотря с чем сравнивать»? Так вот, специальная теория относительности говорит о том, что если нам «не с чем сравнивать», то мы никогда и никак не сможем сказать, движемся ли мы в пространстве равномерно и прямолинейно или стоим на месте (как говорят физики, «покоимся»).
Представим себе, что мы создали две супернавороченные физические
лаборатории. С самыми современными приборами и оборудованием. Но при этом сделали эти лаборатории наглухо закрытыми – то есть учёные внутри не смогут наблюдать за тем, что происходит снаружи.
Оставим одну такую лабораторию на Земле, а вторую запустим в космос
на запредельно большой скорости. Тогда учёные внутри каждой лаборатории, проводя физические опыты, получат абсолютно одни и те же результаты, откроют одни и те же физические законы. Фактор движения (относительно Земли) на результатах их экспериментов не скажется. И поэтому учёные ни в первой, ни во второй лабораториях никогда не смогут сказать, движется их лаборатория в пространстве или нет.
ВРЕМЯ НЕ АБСОЛЮТНО!
Одно из важнейших следствий СТО – относительность времени. Если одна из систем отсчёта движется относительно другой, то время в ней начинает замедляться, причём чем больше скорость, тем сильнее замедление. И замедление это очень необычное!
Читали ли вы когда-нибудь фантастический рассказ Герберта Уэллса
«Новейший ускоритель»? В нём учёный изобрёл жидкость, которая ускоряет время во много раз. Если такую выпить, весь окружающий мир покажется нам неподвижным, даже мухи будут не летать, а просто висеть в воздухе, еле-еле шевеля крылышками. Зато для всех остальных мы передвигались бы так быстро, что нас бы просто не увидели!
А вот в теории Эйнштейна замедление времени совсем не такое. В ней
замедление симметрично, – скажем, если вы будете сидеть дома на Земле, а ваш друг полетит на космическом корабле с огромной скоростью, то для вас время на корабле друга замедлится. Но то же время вашего друга, которое будет идти на Земле, не ускорится (как в «Новейшем Ускорителе») – оно, как бы это ни казалось невероятным, тоже замедлится! При этом «внутри» каждой системы отсчёта ход времени будет нормальным!
Специальная теория относительности оказалась весьма удачной, но она
не учитывала такое физическое явление, как всемирное тяготение, то есть гравитацию. Поэтому через 10 лет упорной работы Эйнштейн развил свои идеи и опубликовал общую теорию относительности. В ней он показал, что без внешнего наблюдения (снова «смотря с чем сравнивать», ага?) ни для какого объекта и никаким способом невозможно отличить движение в поле тяготения от любого другого равномерно ускоренного движения.
Многие часто задают вопрос – как на орбитальной космической станции
может быть невесомость? Ведь она не покидает гравитационного поля Земли! Ответ прост: поскольку орбитальная станция движется равномерно ускоренно, её движение «уравновешивает» гравитационное поле Земли, и создаётся впечатление, что гравитации нет. На самом деле, конечно же, притяжение нашей планеты никуда при этом не исчезает...
Комментарии 57