В мире современной культуры Макиавелли является, как принято говорить, знаковой фигурой. «Основатель политической науки Нового времени», родоначальник такого общеупотребительного слова, как «макиавеллизм», в широком смысле синонима всякой хитроумной политики — все это про него, секретаря «Совета Десяти» Флорентийской республики и убежденного патриота.
У каждой из европейских стран свое отношение к флорентийскому мыслителю: в Англии ведутся споры со времен Шекспира и Марлоу, недобрым словом поминавших «кровавого Макиавелли»; в Германии с эпохи Реформации, иногда прощавшей ему экстравагантность мысли за то, что его сочинения включили в католический Индекс запрещенных книг (а в нашем веке — за предполагаемое в них воспевание «воли к власти»); для итальянцев Макиавелли великий патриот, провозвестник объединения Италии и выразитель национальной мудрости.
Как правило, Макиавелли изображается сторонником неограниченной власти, действующей по принципу «цель оправдывает средства». Именно такой образ Макиавелли складывается из чтения самого известного его произведения — «Государь» (1513). Но все те отталкивающие понятия, излагаемые им в данном трактате становятся понятны, если мы припомним тогдашнее состояние Италии, терзаемой междоусобиями и иноземными нашествиями.
Более того, кроме «Государя» у Макиавелли есть еще одно политическое произведение, без учета которого его философский портрет будет искаженным — «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Идея свободы проходит красной нитью через всю ткань «Рассуждений». Свобода имеет для государства такое же фундаментальное значение, каковое принадлежит ей и в жизни отдельного человека. Советуем ознакомиться всем, кто не любит делать однозначных выводов.
Книги Макиавелли — обязательное чтение для старших школьников, студентов и всех, кто задумывается о карьере в политике и истории. Подумайте над тем, чтобы включить его труды в летний список.
#всеобщаяистории #макиавелли
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев