Открытость проекта и отсутствие в нем механизма принуждения обеспечивают его высокую эффективность в воспитании гражданской идентичности по сравнению с институциональными формами воспитательной работы.
Анализ возможностей проектной деятельности позволяет расширить представление об источниках и механизмах социализации. Включаясь в эту деятельность, молодые люди оказываются в ситуации достижения значимых целей, ответственной зависимости друг от друга и от условий выполнения проекта, получают обратную связь от людей, на которых направлен проект, сами вырабатывают в себе качества, без которых они не могут «вписаться» в деятельность команды и реализовать себя, обретают новые социокультурные компетенции. Среда, в которой актуализируются такие возможности, по определению становится воспитательным пространством. В этом смысле проектная деятельность выступает одним из устойчивых комплексных, собирательных механизмов социализации личности.
Социально-проектная деятельность, включенная в образовательный процесс, организуется в соответствии с образовательным стандартом и имеет много общего с известным проектным методом обучения.
➡️Его характерные черты можно представить следующим образом:
1) в учебном процессе рассматривается не «явление», а практическая потребность человека;
2) имеет место вариативный путь достижения цели, и это требует составления и обсуждения плана работы;
3) для достижения результата требуется включение участников проекта в различные виды деятельности: эмпирическое наблюдение, анализ опытных данных, моделирование, проектирование, изготовление продукта (модели);
4) в соответствии с абрисом практического результата разрабатываются научные принципы, теоретические и нормативные модели, позволяющие достичь этого результата;
5) ведется работа с источниками информации, альтернативные варианты развития проекта обсуждаются с «коллегами» и «оппонентами»;
6) организуется коллективно-распределенная деятельность;
7) продумывается презентация и процедура защиты проекта.
Опыт педагогической поддержки молодежной проектной
деятельности показывает, что речь идет о возможностях социально-проектной деятельности в актуализации новых «агентов социализации» и создания реальных практик
молодежной гражданской активности. Стихийность, самоорганизация и импровизация выступают в этом случае условиями естественного процесса воспитания, добиться которого в условиях формальных институтов сложнее.
Модель «открытых воспитательных пространств» – это модель, указывающая «маршруты» дополнения и расширения возможностей существующих формальных практик.
Источник: Педагогика, 2019, № 3.
Автор: Л.С. Пастухова
#проектнаядеятельность #проект #школьныйпроект #педагогическаяметодика #педагогика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев