А если ученик строит схему сам, а не изучает уже готовую, то знания усваиваются ещё лучше и прочнее.
Одни из самых простых и наглядных вариантов схем — это диаграммы Эйлера и Венна. Они похожи внешне, но различаются по сути. Диаграмма Эйлера помогает понять логические взаимосвязи и взаимоотношения понятий. Диаграмма Венна больше подходит для визуализации различных и общих свойств при сравнении нескольких явлений или понятий.
В качестве примера приведём варианты использования этих диаграмм на уроках биологии. При этом их можно использовать и на любых других:
🔹 на математике — чтобы объяснить отношения множеств натуральных, целых и рациональных чисел;
🔹 на химии — чтобы сравнить по составу кислоты, соли и щёлочи;
🔹 на литературе — для сравнения персонажей произведений и т.д.
Как научить школьников составлять такие диаграммы?
1. Напишите на доске понятия, отношения между которыми нужно будет визуализировать при помощи диаграммы.
2. Для диаграммы Эйлера: приведите простой пример и покажите, как рисовать взаимосвязи, размещая понятия внутри кругов.
Для диаграммы Венна: нарисуйте множества и впишите в них сравниваемые понятия. Уточните, что на пересечении множеств будет список общих свойств, а в оставшейся части — различия.
3. Попросите учеников в тетрадях нарисовать схему с использованием кругов и слов, записанных на доске.
4. Обсудите с учениками результаты, исправьте ошибки в рассуждениях, вместе нарисуйте общую схему.
Используете ли вы такие схемы на своих уроках? Поделитесь опытом и идеями в комментариях.
Источник: http://vbudushee.ru #советы_просвещение
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев