Задействовать как можно больше видов памяти. Делимся поэтапным планом работы от Людмилы Анатольевны Мишенцевой, учителя начальных классов из Санкт-Петербурга.
1. Предъявление слова
В этот этап нужно включить задания, пробуждающие познавательную активность учащихся.
🔹 Загадки, которые читает сам учитель или «загадывает» любимый герой мультфильма.
🔹 Задания на исключение лишнего, нахождение общего.
🔹 Ребусы.
🔹 Изографы и т.п.
2. Работа над слуховым образом слова
Можно использовать метод орфографического проговаривания слова, звуко-буквенный анализ слова или подключить метод ассоциативного запоминания слова. Для детей с хорошо развитой слуховой памятью полезны будут стихи-запоминалки.
Например:
«Машина, вагон, пассажир и трамвай —
Пиши с буквой «а» их и не забывай!»
3. Работа над зрительным образом слова
🔹 Многократное чтение словарного слова, которое записано разными цветами и шрифтами.
🔹 Поиск нового словарного слова среди других.
🔹 Написание слова учениками на доске. Хороший вариант — предложить написать его пальчиком на интерактивной доске.
🔹 Мнемонические приёмы для запоминания: гОрох (вместо буквы «О» на карточке нарисовать горошину), пОмидор (вместо «О» нарисовать помидор) и т.д. Все превращения можно выполнять прямо на доске.
🔹 Ведение записей в ассоциативном словарике. Для этого нужно представить для каждого слова ассоциативный образ, который поможет запомнить правильное написание слова.
Например:
— бЕреза — по цвету бЕлая (изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом);
— зАвод — трубА;
— кАрандаш — бумАга;
— сОбака — хвОст;
— бИлет — фИльм.
Очень важно не навязывать свои ассоциации, а дать свободу детскому творчеству.
4. Обогащение словаря учащихся и его активизация
В содержание работы включаются различные задания на определение родо-видовых, родственных, синонимических, антонимических связей. Устанавливается сочетаемость словарного слова с другими. Для расширения словарного запаса целесообразно начиная со второго класса вести творческие словарики (словарь антонимов, синонимов, омонимов, космоса, театра, профессий и т.д.).
5. Работа над предложением
Наиболее часто встречающаяся форма работы — деформированное предложение, в состав которого входит словарное слово. Кроме того, на этом этапе предлагается работа с фразеологическими сочетаниями и пословицами. Списывание и толкование пословиц, нахождение фразеологических сочетаний в представленных текстах. Эта и подобная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову.
А какие приёмы работы со словарными словами используете вы? Поделитесь в комментариях.
#советы_просвещение
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев