Делимся некоторыми приёмами, которые можно использовать при работе с пословицами на уроках.
Будем рады, если в комментариях вы расскажете о приёмах, которые используете на своих занятиях.
1. Собери пословицу
Ученикам требуется составить пословицу из набора слов.
Примеры:
Пруд, труд, вынимать, рыбка.
Мудренее, вечер, утро.
Велики, страх, глаза.
2. «Ядрышки» пословиц
При знакомстве детей с пословицами можно объяснить, что пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупа» и «ядрышко». «Скорлупа» — это то, о чём говорится напрямую. «Ядрышко» пословицы — это скрытая в ней мысль. Далее можно предложить ребятам карточки: на зелёных написаны пословицы, на жёлтых — их главная мысль. От учеников требуется соотнести пословицу с её «ядрышком».
3. Альбомы пословиц
В специальные альбомы ребята записывают пословицы по определённым темам, которые заранее намечаются учителем. Альбомы могут дополнительно оформляться рисунками, аппликациями и т.п.
Начинать работу с альбомом лучше с беседы на выбранную тему. Во время беседы ребята вспоминают и записывают уже известные им пословицы, а на дом получают задание: подобрать ещё одну-две пословицы по теме. Затем найденные учениками пословицы читаются на уроке. Те, которые были подобраны правильно, записываются в альбомы всех ребят. Далее даётся новая тема. Время от времени учитель может возвращаться к уже записанным темам и предлагать ученикам подобрать новые пословицы.
4. Пословицы разных народов
Такое задание можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения или иностранного языка.
Пример: «Соотнеси русские и английские пословицы».
Русские:
🔹 Что с возу упало, то пропало.
🔹 У семи нянек дитя без глазу.
🔹 Рыбак рыбака видит издалека.
🔹 Ум хорошо, а два лучше.
Английские
🔹 Слишком много поваров портят бульон.
🔹 Нельзя из яичницы снова сделать яйцо.
🔹 Четыре глаза видят больше, чем два.
🔹 Птицы с одинаковым оперением собираются вместе.
5. Перевёртыши
Учитель предлагает детям пословицы, в которых все слова заменены на антонимы. Ученики должны восстановить пословицу в первоначальном виде.
Примеры:
🔹 Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
🔹 Скрыл, что водоросль, — выходи из аквариума. (Назвался груздем — полезай в кузов.)
🔹 Борщ соусом исправишь. (Кашу маслом не испортишь.)
Источник: разработка О.В. Ртищевой, учителя начальных классов, г. Новый Уренгой; разработка С.И. Ефремовой, воспитателя высшей категории.
#советы_просвещение
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев