А. Коменскому? Это использование всех органов чувств человека во время обучения, или, говоря современным языком, применение наглядности.
Опытные педагоги активно используют её на своих уроках, поэтому наш пост мы адресуем в первую очередь молодым учителям, которые только начинают свой путь.
Какой же может быть наглядность на уроке? Вспомним её виды согласно классификации Г.Ф. Суворовой, В.С. Селиванова, В.А. Сластенина.
1. Естественная (натуральная) наглядность
Представляет собой реальные объекты окружающего мира (растения, минералы, вещества). Такая наглядность помогает увидеть (потрогать) объекты природы в их натуральном виде.
2. Экспериментальная наглядность
Проведение с учениками опытов и экспериментов, которые знакомят учеников с различными процессами и явлениями в их динамике.
3. Практический показ
Имеет сходство с экспериментальной наглядностью, но главной целью здесь является демонстрация действий. Например, к практическому показу можно отнести выполнение учителем физического упражнения или демонстрацию заправки нити в швейную машинку.
4. Изобразительная наглядность
К ней относятся не только картины и фотографии, но и учебные плакаты, схемы. Они отлично визуализируют текстовые описания и знакомят с процессами и явлениями через их образы.
5. Символическая и графическая наглядность
Похожа на изобразительную наглядность, но имеет свои особенности. Суть явления или процесса в этих пособиях передаётся не с помощью образа, а через условные обозначения. К такой наглядности относятся чертежи, карты, некоторые схемы. Такой вид наглядности развивает у учеников абстрактное мышление.
6. Звуко-изобразительная наглядность
Учебные фильмы, видеофрагменты, мультфильмы. Наиболее полно отображают действительность, задействуют визуальное и слуховое восприятие и память.
7. Объёмная наглядность
Используется в тех случаях, когда объёмная характеристика имеет главную роль в восприятии детей. К такой наглядности относятся стереометрические фигуры, разнообразные муляжи и макеты.
8. Звуковая наглядность
Музыкальные записи, аудиозаписи выступлений исторических личностей, звуки природы.
9. Словесно-образная наглядность
Предполагает знакомство с темой с опорой на слово. К ней можно отнести рассказы и описания тех или иных событий и случаев. В частности, ученикам можно предложить отрывки из дневников, писем, мемуаров.
10. Внутренняя наглядность
Используется при повторении изученного материала на основе запечатлённого образа. Ученики представляют в уме изученный процесс или явление, которые ранее демонстрировались с помощью одного из видов наглядности.
Как использовать наглядность на уроке? Ещё в середине прошлого века Л.В. Занков обозначил четыре формы соотношения наглядности и слова учителя в образовательном процессе:
🔹 Ученик изучает наглядный образ (схему, изображение) и самостоятельно отыскивает необходимые данные. Педагог контролирует наблюдение ученика, обращая его внимание на существенные признаки.
🔹 Учитель доносит информацию об объекте изучения, используя наглядные средства для доказательства тех или иных сведений.
🔹 Ученик самостоятельно определяет и находит связи между обозначенными явлениями. Учитель устно подводит обучающихся к постижению и осознанию связей.
🔹 Учитель рассказывает о связи между явлениями и доказывает их справедливость наглядным пособием.
#молодому_педагогу_просвещение
https://chemistry.prosv.ru/ .
...https://chemistry.prosv.ru/ .
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев