Еще в 1893 году городским советом рассматривался вопрос ввода в эксплуатацию трамвая на электрической тяге. В 1894 году был даже подписан контрактс Дрезденским обществом внедрения изобретений для индустрии железных дорог. В соответствие с контрактом в течение 9 месяцев должно было быть выработано решение о целесообразности и возможности строительства трамвая. Проект не получил завершения из-за того, что общество так и не приняло решения о том, какой вид тяги будет использовать проектируемый трамвай: конную, электрическую или паровую. Также ничем окончились переговоры с Dessauer Gasbahngesellschaft, готовой в 1896 году за 280,000 марок построить круговую трамвайную линию. Наконец, в 1899 году подряд на строительство трамвайных путей в Тильзите получила компания Elektrizität-AG W. Lahmeyer & Co из Франкфурта-на-Майне.
В очень сжатые сроки были построены четыре трамвайные линии:
1. Кольцевая линия. Длина 4,06 км. Открыта 26.7.1901;
2. Нohe Straße. Длина 3,96 км. Открыта 1.12.1901;
3. Wasserwerk - Jackobsruh. Длина 3,19 км. Открыта 15.12.1901;
4. Kasernenstraße - Kallkappen. Длина 2,5 км. Открыта 15.12.1901.
Общая длина трамвайных путей составляла 11,3 км, так как 1,12 км путей использовались совместно. Для колеи шириной 1000 мм (так называемая «метровая колея») в 1901 году было закуплено 14 моторных вагона и 2 вагона-прицепа. В 1903 году на линиях работало 15 моторных вагонов и 1 прицеп, а в 1910 году 16 моторных вагона и 4 прицепа. Все моторные вагоны были изготовлены на Waggonfabrik Uerdingen AG.
После внедрения в трамваях устройства для компостирования билетов, общий штат работников на линиях составлял в летний период 2 контролёра и 22 вагоновожатых (зимой меньше) плюс резервный вагоновожатый. Вероятно, вагоновожатые выполняли также работы по обслуживанию путей и контактных линий. Собранные за безбилетный проезд штрафы направлялись на поощрение сотрудников.
В 1913 году управление трамвайным движением было передано специально созданному предприятию Elektrizitätswerk und Straßebahn Tilsit AG (ESTAG) и трамвай стал принадлежать городу. Линия от Шплиттера (Splittег) была продлена до Вальдфридхофа (Waldfriedhof).
Во время Первой мировой войны (1916 год) по трамвайным линиям была организована перевозка грузов. Из Шмалленингкена (сейчас литовский Смаленинкай) и Микитена (сейчас литовский Микитай) по узкоколейке с метровой колеёй грузы доставлялись в Тильзитский порт. При этом часть пути товарные вагоны проходили по трамвайной линии.
Информация о состоянии дел в последующее десятилетие весьма скудна. Скорее всего, во время инфляции 1920-х годов тильзитский трамвай переживал не лучшие времена. Сообщение от 6 августа 1924 года говорит о возобновлении работы трамвайного депо. Сведения от 10 ноября 1925 года свидетельствуют, что вновь сдана в эксплуатацию линия после Каллькаппена. Из этих данных невозможно понять, был ли в августе 1924 года произведён лишь частичный ввод в эксплуатацию трамвайных путей. Также противоречивы сведения о вагонном парке в это время. Есть сведения о том, что в 1920-е годы подвижной состав был обновлён вагонами, произведёнными в Вуппертале. С уверенностью можно сказать, во всяком случае, что в 1935 году из Хагена поступили моторные вагоны с заводскими номерами 88, 90, 91, 92, 95 и 96, получившие уже в Тильзите гаражные номера с 7 до 12. Если сведения о моторных вагонах из Вупперталя достоверны, то можно утверждать, что весь подвижной состав был обновлён в весьма короткие сроки, причём несколько старых моторных вагонов были переоборудованы в прицепные вагоны с гаражными номерами 1418.
17 октября 1937 года часть трамвайных путей на Каллькаппенской линии была разобрана и трамвайное движение было заменено автобусным, при этом сам маршрут был продлён до Зентайнена (Senteinen). Трамвайное сообщение осуществлялось лишь на участке Вальдфридхоф - Энгельсберг. При этом существовало сразу два маршрута. Первый обслуживал все расстояние (время движения 25 минут). Второй, укороченный, был одноколейным и ходил от Вальдфридхофа только до Флетхерплатц (сейчас площадь Жукова около моста королевы Луизы). При этом, минуя мельницу Брудершена, на Штольбеккерштрассе возле кафе «Juckel» трамвай сворачивал на Банхофштрассе, а затем шёл на Флетхерплатц.
Особенный наплыв пассажиров трамвая случался во время забегов на ипподроме, а также во время ежегодной ярмарки, проводившейся в первую неделю сентября на Шлоссплатц (ныне местность под жилыми домами между улицей Шевченко, мостом королевы Луизы и рекой Неман).
Тильзитский трамвай за всё время своего существования функционировал хорошо, аварии были редки, и даже самые снежные зимы лишь однажды вызвали перебой в движении всего на несколько часов.
С приближением к Тильзиту в 1944 году линии фронта трамвайное сообщение в городе было прекращено. Вагоны частично использовались для укрытия от снарядных осколков, частично, вместе с медными проводами контактных линий, были вывезены на запад. В советское время были разобраны и трамвайные пути. Тильзитский трамвай исчез. Сейчас в городе Советске действует лишь автобусный транспорт.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев