Чтобы удержать компанию на плаву, зачастую приходится идти на непопулярные меры. Это и сокращение сотрудников, и увеличение нагрузки. О премиях и увеличении заработной платы вообще приходится забыть. Как в этой ситуации не только удержать людей, но и мотивировать их на продуктивную работу? Способы бывают разные. Самые продуктивные следующие.
Способ 1. Слово лечит.
Самый простой способ, о котором в последнее время многие руководители просто забыли – это нормальная человеческая благодарность. Нет, просто так направо и налево говорить «спасибо» не нужно. Но вот если работник заслужил – обязательно похвалите его. Вот увидите, он постарается заслужить вашу благодарность еще раз! Но здесь очень важно соблюдать меру. Незаслуженная похвала может привести к обратному результату. Ошибки тоже игнорировать не стоит. Но постоянно указывать на промахи и не замечать успехов – это прямой путь в никуда. Люди теряют веру в себя, у них перестает получатся даже то, что раньше выходило прекрасно. И в тех, и в иных случаях важно выделять главное, тогда и похвала, и порицание создадут ту самую мотивацию, которая задумывалась.
Способ 2. Человеческое участие
Ничто не ценится так сильно, как умение войти в твое положение. У сотрудницы маленький ребенок и его нужно забирать из садика пораньше? Если есть возможность – отпустите ее с работы. В следующий раз, когда вам понадобиться задержать молодую мамашу, у нее не будет к вам претензий – вы же идете ей навстречу, когда необходимо! Но здесь очень важно отличать отделять «мух от котлет» - в любом коллективе найдется работник, который под любыми благовидными предлогами будет отлынивать от своих обязанностей. Иными словами, идти навстречу сотрудникам можно и нужно, но изредка и когда вы уверены, что человеку это действительно очень нужно, а главное - пойдет в прок. Ведь иной может воспринять такой шаг навстречу, как само собой разумеющееся. Тогда подобные действия будут демотивирующими.
Способ 3. Главное - внимание
Внимание приятно всем. Согласитесь, вам будет приятно, если руководство поздравит вас с юбилеем, свадьбой, рождением ребенка или какой-то еще знаменательной датой? Конечно, идеальный вариант – поздравление с подарком. Но если финансовое положение компании не позволяет, лучше поздравить чисто символически – например, подарив корпоративную сувенирку или право проспать в один из рабочих дней, чем вообще оставить знаменательную дату незамеченной. Хорошо. если нет обычая собирать деньги на подарок с подчиненных. В этом случае подарок считается от них, а не от компании и носит демотивирующее действие.
Способ 4. Удобный график
График работы – это один из важнейших параметров при выборе работы. И чем удобнее он, тем меньше будет сотрудников, желающих покинуть вас и переметнуться к конкурентам. Если есть возможность, позвольте сотрудникам варьировать время приезда на работу. К примеру, закрепите диапазон от 7 до 10 часов. Приехал в 7 – в 16 часов (с учетом обеда) – уже свободен. Решил выспаться и пожаловал в 10 – будь добр остаться до 19-ти. Но и здесь возможны варианты. Если для вас важна сделанная работа, а не количество часов, проведенных «в присутствии», то можно договориться о каком-то совершенно особом графике. Вариантов масса. Главное – правильно воспользоваться этим инструментом. Кстати, иногда благодаря удобному графику удается заполучить весьма квалифицированных сотрудников на зарплату ниже рыночной – просто потому, что для многих время присутствия-отсутствия важнее, чем цифра в зарплатной ведомости. Не надо забывать, что у работников тоже есть личная жизнь: семья, друзья, хобби, дача и пр. Специалисты тоже люди. а в выходные все дела не переделать. Гибкий график оптимизирует жизнь, позволяет ее планировать. Особенно это касается молодых и активных. Если на выходные человек собрался куда-то уезжать, то уйти на пару часов пораньше - крайне важно (помогает собрать вещи, успеть в аэропорт, повидаться с приехавшим другом...) С точки зрения работодателя такое отношение это прямой вклад в профессиональный рост работника. Ведь чем шире интересы человека, тем глубже его профессионализм. Кроме того, это потенциальное расширяет деловые связи. Разве оно будет лишним?
Способ 5. Отгулы
Еще один способ мотивации – отгулы. К примеру, вы понимаете, что на ближайшее время работа выполнена, следующий заказ еще в стадии подготовки, и вот этот конкретный работник вам завтра не понадобится. А работник хороший. Надо бы поощрить. Нет ничего проще – дайте ему отгул! Оплачиваемый. Вы ничего не потеряете – не отпустили бы – и он просто занимался бы несрочной текучкой. А так человек получит заслуженный бонус, а вы – благодарного работника, готового к новым свершениям на благо компании. Или по-другому, хочешь отгул - заработай! просто и гениально.
Способ 6. Знаки отличия
Еще один замечательный способ благодарности – всевозможные знаки отличия. Грамоты, кубки, фотографии на доске почета – все это стоит копейки, а эффект дает замечательный. Или, например, как вам конкурс «Мисс Обаяние» или «Джентльмен месяца»? Даже если вслух человек говорит, что ему-де все это не нужно, но в душе все равно гордится. И друзьям при случае рассказывает. И не хочет завоеванные позиции терять. Лучше, конечно, благодарности записывать в трудовую книжку или размещать фотоотчет на сайте.
Способ 7. Повышение квалификации
Хороший бонус - обучение за счет компании. И не переживайте по поводу потраченных денег – это не подарок, это ваша инвестиция. Всегда можно прописать в контракте, что в случае досрочного увольнения работник обязан оплатить стоимость своего обучения. Так что риски минимальные. Зато вы получите сотрудника более высокой квалификации, готового к новым свершениям. А если у вас есть корпоративный учебный центр, повышение квалификации сотрудников вообще никаких дополнительных затрат не потребует. Но не надо «обязаловок»! Обставьте все как поощрение для особо отличившихся - и получите великолепный эффект. Человек и учиться будет лучше, и свою исключительность почувствует.
Способ 8. Имеющий уши да услышит
Дайте людям возможность высказаться. Сделайте внутренний ресурс, на котором любой работник сможет разместить свое предложение по улучшению работы компании. Таким образом вы убьете сразу несколько зайцев. Работник почувствует собственную значимость, а вы сможете использовать дельные предложения, а заодно и выявите наиболее перспективных и талантливых работников. Пусть это будет форум на сайте или группа в соцсети. Пусть поначалу работники излагают свои идеи анонимно. Как только будет первый эффект, ресурс заработает самым оптимальным образом.
Способ 9. Приятные бонусы
Многие компании сталкиваются с бартерными предложениями. И зачастую отказываются, а зря. Порой доставшиеся за копейки товары и услуги могут стать прекрасным мотиватором для сотрудников. Бонусы можно разыгрывать, раздавать, устраивать за них соревнования, в том числе и производственные.
Способ 10. Только для своих
Еще один способ мотивации сотрудников подходит для тех, кто занимается ритейлом или предоставляет популярные услуги. Речь идет о скидках для сотрудников компании. Их можно сделать фиксированными, например, все работники компании имеют 10 процентов скидки на ее товары/услуги. А можно привязать размер скидки к достижениям конкретного работника. Перевыполнил план по продажам – скидка увеличилась, недовыполнил – уменьшилась.
Способ 11. Корпоративы
Корпоративы – это довольно действенный способ мотивации коллектива, особенно молодого. Причем совершенно не обязательно кормить и поить сотрудников до отвала в каком-нибудь пафосном заведении. Достаточно вывезти их на природу – например, на шашлыки или на пейнтбол. Корпоратив может стать стимулом для достижения определенных целей. Например, когда декларируется условие: выполните план – будут посиделки для сотрудников, нет – извините. Отлично поднимают настроение корпоративные походы в кино, на каток, на модную выставку и т.п. Как говорится, дешево и сердито. Корпоратив - это своеобразный маркер коллектива. Если сотрудники - команда, с темой и самим выходом проблем не будет. А вот если ваши работники недовольны и руководством, и работой, то ни на какие шашлыки вы их не вывезите. Тут же начнут болеть дети, парализовываться дедушки, отваливаться штукатурка и пр. И те, кто громче всех хотел ехать на пейнтбол, будут самыми занятыми.
Способ 12. Плюшки-печенюшки
Не слишком затратная, но очень приятная для работников традиция – чай за счет работодателя. А если к чаю прилагаются еще какие-нибудь незатейливые сушки или печенюшки – благодарность сотрудников не знает границ. Однако надо помнить, что сейчас наблюдается стойкая мода за здоровое питание. Может стоит плюшки заменить на фрукты или хотя бы карамель.
Вообще забота о желудке работников – очень важная составляющая репутации хорошего работодателя. Даже если вы не можете позволить себе тратить лишние деньги на продукты для сотрудников, организуйте хотя бы автоматы с кофе и едой. Вам это ничего не будет стоить, а сытый работник всегда лучше, чем голодный.
Кстати, в США во многих компаниях для программистов специально ставят бесплатные автоматы с Кока-колой. Говорят, производительность сотрудников серьезно возрастает.
Очень здорово, если компания может позволить себе личного повара, хотя бы приходящего. Только представьте, с какой гордостью ваш работник будет рассказывать друзьям, что его обед готовится по его (!) индивидуальному заказу!
Способ 13. Отдых для мозгов
Иногда для улучшения результатов просто необходимо ненадолго переключиться. Например, сыграть партию в настольный теннис. Или выпустить пар, попинав грушу. Оборудовать такой уголок в офисе при условии наличия свободного места совсем не сложно. И не так уж и дорого. А эффект может превзойти все ожидания. Главное - гонять особо рьяных «спортсменов».
Способов нематериальной мотивации – великое множество. Нужно только присмотреться к своим сотрудникам и включить воображение. Но главное – помнить, что все мы люди, а не роботы. И ничто человеческое нам не чуждо.
источник на http://www.job.ru/seeker/career/article/48745-13-sposobov-nematerialnoj-motivatsii-sotrudnikov.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев