или Памятник некрасивой подружке бабочки
В Кировском районе расположен один из самых старых городов Ленинградской области. Он раскинулся у истока Невы из Ладожского озера, за свою историю не раз менял названия: Орешек, Нотебург, Шлиссельбург, Петрокрепость… — и переходил из рук в руки, оказываясь то в составе России, то в составе Швеции. Этот город — настоящая жемчужина наших мест. Он покрыт военной славой и известен своими памятниками и купеческими особняками. Здесь можно увидеть уникальное фортификационное сооружение XIV века крепость Орешек, побывать в Благовещенском соборе и музеях, прогуляться вдоль Старо- и Новоладожского каналов, а еще — задобрить судьбу, прикоснувшись к необычному арт-объекту.
У ПЕРЕПРАВЫ
Свое нынешнее название Шлиссельбург получил после того, как Пётр I окончательно отвоевал его у шведов в 1702 году. Желание царя торговать с Европой требовало расширения водного сообщения. Один из участков пути, соединявшего Волгу с Балтикой, проходил через Ладогу и был крайне опасным: шторма на озере часто становились причиной гибели судов. Пётр приказал начать строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. 117-километровый Ладожский канал (позднее Петровский или Староладожский) должен был идти от Новой Ладоги до Шлиссельбурга. Изначально он был прорыт без учета местных гидрологических особенностей, так что в 1732-м, спустя год после открытия артерии, на краях канала пришлось построить шлюзы. На тот момент это было крупнейшие гидротехническое сооружение Европы.
В 1826 году в Шлиссельбурге были сооружены новые шлюзы, а вместе ними — сохранившийся до наших дней разводной двухпролетный мост. Переправа была наведена по проекту инженера Петра Базена и открыта в 1832-м, к 100-летию Староладожского канала. Мост длиной 47 и ширина 6,4 метра предназначался для прохода пешеходов и проезда конных повозок. Его разводили, чтобы пропускать шедшие по каналу суда. Опорами переправы являются колонны из розового гранита. С моста открывается живописный вид на старую шлюзовую систему, устье Невы и Соборную площадь. А на перилах у северного подножия переправы можно увидеть небольшой арт-объект. Он был установлен в 2017-м в честь 315-й годовщины основания города и посвящен мотыльку-ручейнику, считающемуся эндемиком Шлиссельбурга.
ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА
На самом деле ручейники широко распространены по всему миру, за исключением Антарктиды. Насчитывают несколько десятков тысяч видов этих насекомых. Есть даже отдельная наука о ручейниках — трихоптерология (от греч. «волосок» и «крыло», так как взрослые насекомые хоть и напоминают небольших неярко окрашенных бабочек, но их тело и передние крылья покрыты волосками, а не чешуйками, как у бабочек). Ручейники обожают реки, ручьи, озера и водохранилища. Их личинки и куколки живут в воде, а имаго (взрослые насекомые) являются наземными обитателями. Правда, эта часть жизни нежных, некусачих мотыльков длится недолго — одну-две недели.
Шлиссельбуржцы и другие жители нашего района вспоминают времена, когда ближе к концу лета воздух буквально «оживал» от ручейников, которые «атаковали» города в неописуемых масштабах. Невозможно было ни пройти, ни проехать на велосипеде, чтобы насекомые не запутались в волосах и не забрались за шиворот. Деревья, кусты, дома и другие постройки были ими буквально облеплены. Птицы пировали, у любителей рыбалки не было проблем с наживкой. Есть свидетельства таких «нашествий» и в шведских летописях.
Опасаться насекомых не следует. Они являются природными сенсорами чистоты водоемов и имеют большое значение для экосистем, будучи важным звеном пищевой цепи: личинки ручейников любят полакомиться личинками комаров, а взрослые особи служат кормом для промысловых рыб и некоторых видов птиц.
БРОНЗОВЫЙ «ПАРОМЩИК»
Любопытно, что шлиссельбуржцы именуют ручейников шведами. Старожилы уверяют: такое название мотыльки получили еще в XVII веке, в связи с одной из самых кровавых страниц в истории этих мест. В 1612 году Шведское королевство захватило Ореховый остров и владело крепостью почти сто лет, пока Пётр I в ходе Северной войны не вернул ее обратно. С тех пор местное население еще долго вспоминало шведов как безжалостных завоевателей, а появление полчищ безобидных насекомых стало объяснять возвращением душ погибших врагов на утраченную ими землю. Так ручейники и «превратились» в шведов.
Если вы приехали в Шлиссельбург, неважно, левый или правый берег канала вам нужен. Не проходите мимо Шлиссельшведа, ведь, по городской легенде, если прикоснуться к его усикам, лапкам или крылышкам, оставить монетку и загадать желание, удача вам обеспечена!
Жанна Мозговая
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев