Когда-то мы серьезно занимались картофелем. Для хранения семян нам понадобился большой подвал. Строили быстро, спешили. Доделать толком не успели, как вынуждены были засыпать в него подоспевшие клубни.
Последние годы, когда мы, разочаровавшись в трудоёмкой картошке, сосредоточились полностью на пчеловодстве и связанным с ним туризме, недостроенный подвал стали использовать для зимовки в нем пчел.
И только в прошедшее лето, спустя годы со времени постройки, когда выросли внуки, пришла, наконец, очередь в этом хранилище бетонировать пол. В середине июля, будучи на каникулах, внуки раскрыли ворота и занялись работой.
Одновременно с ними пара ласточек приступила к постройке гнезда. Место в подвале птицы нашли необычное. Гнездо прилепили удивительным образом на свисающем электрическом проводе над лампочкой.
Обычно деревенские ласточки выводят два потомства за лето. И это гнездо, по-видимому, у нашей пары было не первым в сезоне.
Когда-то давно, в раннем детстве мне и всем моим ровесникам было привито старшими правило, что ласточку обижать нельзя. Огнём, который прячется у нее на красной грудке, она может поджечь у обидчика хату. Соломенная, легко воспламеняемая крыша и гнездо прямо под ней вызывали у малышей неподдельную тревогу. Понятно, что на самом деле это наивное заблуждение, но польза от него для этой чудесной, почти домашней птички была вполне реальная.
Главное, что нежное отношение к ласточке унаследовали и наши внуки, хотя об опасности поджога разговора с ними не велось. В отличие от деда, они уже не разоряли ни гнезд сорок, ни воробьев. Выходит, в плане защиты природы - растем.
В своё время мы специально выбрали место для хранилища на склоне так, чтобы через большие гаражные ворота в него можно было въезжать на небольшом тракторе или автомобиле. Гравий и песок в этот раз для заливки пола завозили трактором. Гнездо ласточек висело точно напротив ворот, так, что объехать его возможности не было.
Первое время при появлении людей и техники ласточки слетали, но к постоянной суете привыкли быстро. Держались в гнезде, даже когда проезжающий трактор обдавал их выхлопными газами.
Ворота в подвал мы решили больше не закрывать даже на ночь.
Оглянуться не успели, как в гнезде оказалось уже три яйца. Мы знали, что обычно ласточка откладывает их пять. Но, то ли от постоянного беспокойства, то ли от запоздания с кладкой в этот раз остановились они на трех.
Когда ласточки, сменяя друг друга, стали насиживать яйца, пришло для них самое главное испытание. Бензиновым вибратором мы стали трамбовать песок и гравий. Во-первых, вибратор страшно шумел, во-вторых, подвал быстро заполнялся удушающими выхлопными газами. Чтобы самим не задохнуться, работу эту приходилось выполнять короткими рывками с длинными паузами для проветривания. Но и тут ласточки продолжали упорно держаться.
Когда очередь дошла до работы бетономешалкой, птицы её скрип и скрежет игнорировали начисто. К тому времени вылупились птенцы, которые постоянно требовали корма.
Когда мы заканчивали работы, подросшие ласточата уже с интересом наблюдали за нами сверху. На новый чистый пол пришлось даже поставить под гнездом таз-туалет. Удивительно, но за неделю этот таз наполнился едва ли не на половину. Уже после слёта и дневного кормления на электрических проводах, птенцы еще какое то время прилетали ночевать в гнездо. Но потом ласточки внезапно исчезли все сразу и насовсем.
Внуков Мишу и Колю за проделанную работу мы, естественно, наградили. Деньги им нужны. Один из них поступил в 10 класс инженерного лицея, другой - на первый курс педиатрического медицинского университета.
С ласточками сложнее…. Вот если бы у меня была медаль «За птичье мужество», я непременно наградил бы ею эту стойкую пару. А так, остается только ждать следующего мая. И пусть птицы знают, что встретим их с радостью и ворота в подвал откроем заблаговременно.
Н. Божков. 2016 год.
Прошло 3 года.
Гнездо над лампочкой мы не трогали, хотя знаем, что ласточки старое гнездо повторно не используют. Ворота в подвал мы каждое лето держим открытыми. Недавно заметили, что поселилась в нашем подвале какая-то птичка, но гнезда нигде не видно. И только, когда из ласточкиного гнезда показались головки с желтыми ртами, сообразили. Странно то, что птичка эта ничего не строила, не достраивала, не перестраивала, а отложила яйца сразу в готовое гнездо.
Другая – точно такая же птица построила гнездо под навесом, где на гвозде висел всякий хлам, включая седло детского велосипеда. Сейчас в нем 4 яичка. Под этим навесом мы храним всякий пчеловодческий инвентарь: сетки-маски, дымари, стамески, смётки, рабочие фартуки, курушки, спички, роевни…. Каждый раз при входе сталкиваемся с вылетающей птицей. Привыкнуть пока не можем, как и она. Особо не беспокоимся - происходит это почти каждый год и всегда с благополучным исходом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев