Мало кто знает, что в районе урочища Кызыл-Тала имелось более двухсот тысяч гектаров сенокосных и пастбищных угодий. Одиннадцать хозяйств Карасуйского, Наукатского, Араванского районов содержали там свой скот в летнее время, Однако к месту выпаса скота и к поселку Кожо-Келек на протяжении до 40 км имелась только конная тропа. В связи с этим по просьбе хозяйств данных районов и жителей сел Кожо-Келен и Чогом, в соответствии с постановлением Совета Министров Кирг.ССР № 227 от 27 мая 1974 г., на заседании бюро Ошского обкома партии и облисполкома 17.09.1974 года был рассмотрен вопрос о строительстве межрайонной автомобильной дороги к сенокосным и пастбищным угодьям в верховьях реки Ак-Бура, Было решено строительство дороги до отгонных пастбищ Кожо-Келен на протяжении до 40 километров
начать в сентябре 1974 года, а первую часть дороги, до слияния рек Кожо-Келен, Кичик-Алай и Чогом, закончить до мая 1975 года.
Генеральным заказчиком строительства дороги определили ЮжЭЛУАД, генеральным подрядчиком – трест «Юждортранссстрой». Карасуйский, Араванский, Наукатский райкомы партии и райисполкомы совестно с ЮжЭЛУАД и заинтересованными в строительстве дороги Папан-Кичик-Алай хозяйствами должны были определить размер долевого участия в строительстве и в срок до 20 сентября 1974 года произвести перечисление аванса на счет заказчика ЮжЭЛУАД. Строительство должны были осуществлять на условиях, определенных постановлением Совета Министров Кирг.ССР № 227 от 27 мая 1974 года в счет общих лимитов, выделенных области на строительство дорог к высокогорным пастбищам и сенокосным угодьям. Райисполкомы, промышленные предприятия и организации области должны были принять участие в строительстве дороги, выделив для этого необходимые механизмы, материалы и людей. Строительство мостов через реку Ак-Бура было поручено: Карасуйскому району и управлению Памирской дороги - 2, Наукатскому району и тресту «Юждортрансстрой» - 2, Араванскому району и ЮжЭЛУАД – 2 моста.
Райкомы партии, райисполкомы обязаны были на весь срок строительства дороги и мостов выделить по 100 человек рабочих, обеспечив их необходимым строительным инвентарем и гужевым транспортом. Всех рабочих, занятых на строительстве, должны были обеспечить необходимыми жилищно-бытовыми условиями и трехразовым питанием. Облпотребсоюз, райисполкомы обязаны были обеспечить рабочих, занятых на строительстве, необходимыми продовольственными и промышленными товарами, выделив для этой цели автолавку. Южный производственный автотрест обязан был выделить на строительство дороги четыре почасовые автомашины высокой проходимости, необходимое количество самосвалов и обеспечить бесперебойную доставку стройматериалов. Облдравотдел обызан был обеспечить медобслуживание, райкомы партии, облуправление культуры - организовать культобслуживание, использовав для этой цели автоклубы, кинопередвижки, бригады худ.самодеятельности. Облплан был обязан выделить необходимые стройматериалы. Было также поручено Ошскому филиалу института «Киргизгипросельхоз» в срок до 1 января 1975 года выполнить проект культцентра с привязкой к месту слияния рек Кожо-Келен, Кичик-Алай и Чогом., а областному управлению сельского хозяйства и Южному тресту совхозов предусмотреть на 1975 год начало строительства культцентра, подрядчиком определили областное объединение «Ошоблмежколхозстрой». В целях ускорения строительства и принятия долевого участие в строительстве дороги Областное объединение «Киргизсельхозтехника» обязано было выделить для реализации колхозам и совхозам этих районов передвижные вагончики – 6 штук, прицепные топливозаправщики- 4 шт., экскаватор - 1 шт., двигатель и запасные части к бульдозерам.
Для поощрения наиболее отличившихся работников была предусмотрена реализация вне очереди 10 легковых автомобилей, 15 тяжелых мотоциклов и др. ценных товаров.
Было признано целесообразным возвести на слиянии трех рек Кожо-Келен, Кичик-Алай и Чогом наскальную плиту с занесением на нее фамилий наиболее отличившихся работников, участвовавших в строительстве дорог Папан-Кичиа-Алай.
Постановление было подписано секретарем Ошского обкома партии С.Ибраимовым и председателем Облисполкома Т.Кошоевым.
Автомобильная дорога до пастбищных угодий используется уже полвека.
Нурия Хасанова, архивист ЮМГАОПД
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев