Вьетнамо-советская дружба. Лучшие детские годы.
воспоминания ученика школы №2 при посольстве СССР в СРВ
Цатуряна Гранта Грантовича
(годы учёбы: январь 1988 - октябрь 1990)
На закате советской власти нашей семье улыбнулась удача – мы провели три незабываемых года в солнечном Вьетнаме. С 1985 года родители стали вести разговоры о возможности предстоящих поездок в Эфиопию или в Ирак. Что-то планировалось и, наконец, мой отец, инженер-гидротехник, летом 1987 года был отправлен в загранкомандировку во Вьетнам. Там с 1979 года во всю кипело строительство символа советско-вьетнамской дружбы – крупнейшего в юго-восточной Азии (до 2010 года) гидроузла Хоабинь, что расположен на реке Да (Чёрная) примерно в 80 км от Ханоя. Через семь месяцев после отъезда отца, 31 декабря 1987 года прилетели туда и мы с мамой.
В то время попасть заграницу самолётом из СССР можно было только через Москву. И прежде чем отправится во Вьетнам из Еревана, мы прилетели в столицу нашей Родины. В Москве необходимо было оформить какие-то документы в организации под названием «Загранэнерго». Мы уже были там, летом того же года, когда провожали отца в далекий и неизвестный Вьетнам.
Когда все дела были улажены и нужные документы получены, мы отправились в аэропорт «Шереметьево-2» и оттуда на легендарном советском самолёте ИЛ-86 улетели в Ханой. Рейс был с тремя промежуточными посадками. Первая – в советском Ташкенте, вторая – в дружественной Индии, в г. Калькутта, а третья – в недружественном тогда Пакистане, в г. Карачи. Наверное, из-за напряженных отношений СССР с Пакистаном, вызванных афганской войной, пассажирам самолё-та запрещено было покидать борт. Пока шла заправка, вокруг самолёта спиной к иллюминаторам выстроился вооруженный автоматами взвод солдат пакистанской охраны. После такой необычной посадки самолёт направился в Ханой.
Во вьетнамской столице было тепло и солнечно! Мы сразу ощутили разницу температур после прохладного зимнего Еревана и заснеженной Москвы. Я очень обрадовался, увидев папу! Он встречал нас в аэропорту. На нём была светлая рубашка с короткими рукавами и бежевые брюки. Тогда мы еще не знали, какие замечательные три года ожидают нас в этой тёплой дружественной стране.
За семь месяцев разлуки папа уже немного освоился и даже изъяснялся на вьетнамском языке с водителем автобуса. Он вёз нас и других вновь прибывших советских людей в окруженный горами и покрытый тропической зеленью посёлок советских специалистов в городе Хоабинь. Из окна автобуса я наблюдал за кипящей жизнью столицы Вьетнама. На улицах было много людей. Вьетнамцы ездили на велосипедах, носили шлепанцы, женщины ходили в тёмных брюках, крестьяне в своих необычных шляпах обрабатывали рисовые поля. Эти картины поначалу казались необычными, но мы быстро привыкли, и вскоре это стало уже чем-то родным.
Посёлок, по нашим предположениям, был рассчитан приблизительно на 600-700 семей. Большинство жителей были советскими инженерами – строителями и энергетиками с опытом строительства гидротехнических объектов. Здесь было много специалистов из Красноярского края (как правило, из г. Саяногорска), Москвы, Дагестана, Украины, Белоруссии, с Закавказья, из Братска, со Средней Азии и т.д. Я могу вспомнить детей из 10 советских и республик, с которыми мне довелось общаться. А в моём классе в разные годы учились русские, украинцы, белорусы, армяне, аварцы, чувашка, казах, узбек, грузин, татарин и кореянка. Вьетнамцы всех нас называли «ленсо», что в переводе означает «советский союз».
Для жизнеобеспечения нашего посёлка из СССР были командированы врачи, учителя восьмилетней школы, частично работники обслуживающего персонала, и, конечно, партийные функционеры. В те времена для того, чтобы попасть в загранкомандировку, особенно до 1988 года, помимо профессиональных качеств и опыта, специалисту нужно было соответствовать нормам советской морали и нравственности и желательно состоять в КПСС. Моя семья, как и другие командированные, соответствовала этим критериям. Вот такие замечательные советские люди – ленсо – приезжали на помощь братскому вьетнамскому народу в 80-ые годы, чтобы поднимать экономику страны. А незадолго до этих событий Вьетнам выстоял и победил в тяжелейшей борьбе с американскими капиталистами-агрессорами.
Стройка находилась примерно в 10 км от посёлка. На работу советских специалистов возили автобусами со специального места, которое называли «пяточком». Там же была доска с важными объявлениями и новостями. Я помню, как одевался папа, уходя на работу. У него были спецовка с нашивкой «Гидроспецстрой», строительная каска с фонариком и аккумуляторами, сапоги, какой-то специальный респиратор в красной коробке на ремне и фляжка с водой или чаем. В общем, походил чем-то на шахтера. Это и понятно, потому что энергоблок гидроэлектростанции находился внутри горы. Такое решение было предложено советскими проектировщиками легендарного Гидропроекта для того, чтобы защитить станцию от возможных землетрясений, которые в северном Вьетнаме достигают 8 балов, и от бомбардировок в случае войны.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев