2 // В Чебаклы дорога дальняя. Р. Ломакина (Галина Георгиевна Шейкина)
В ЧЕБАКЛЫ ДОРОГА ДАЛЬНЯЯ
Так получилось, что в самом начале учебного года три учительницы, основательно загруженных и семьей, и школой, и в легкомыслии которых не обвинишь, едут к четвертому за 100 километров.
Завуч школы Никифорова, руссковед Буянова и я едем в Чебаклы поучиться, посоветоваться, как работать в нынешних условиях по литературе в восьмых-девятых классах. Такмык-Чебаклы, 200 километров в два конца. Как это и всегда бывает, в автобусе интересные попутчики, знакомые, а значит, оживленные беседы.
За Ингалами оживление в автобусе приутихло, и все было погрузились в чисто художественное созерцание: лес вокруг еще ослепителен, почти нестерпимо зеленый на фоне желтого поля и синего неба.
– «А вот и «гашковский» асфальт», – прервал всеобщее молчание жизнерадостный шутник из Черново.
Автобус свернул на Чебаклы и ровно покатил по гладкому, высокому грейдеру.
Несколько раз мы слышали это имя: новый поселок называют «Гашковский», Гашков сказал, Гашков сделает… А. А. Гашков – директор Чебаклинского совхоза.
Оставить после себя след на земле – это не слова, это ощутимое понятие здесь, на чебаклинской стороне.
Чебаклы произвели впечатление. Суровые и насмешливые жители прииртышских сел не привыкли удивляться. Но деревянное двухэтажное здание конторы совхоза, поблескивающее железной крышей, недостроенные каменные дома и новенький поселок, честное слово, зрелище величественное.
Кое-кому из нас уже захотелось остаться здесь, и, когда мы разыскали квартиру директора, школы, это решение укрепилось.
Аккуратный типовой домик, просторная удобная квартира – зал, спальня, детская, прихожая, кухня, центральное отопление – всё удивляло, мы ходили ахали и охали. Неужели в таких условиях живут учителя?
Сердечность и доброжелательность хозяйки дома Галины Георгиевны сняло усталость, стерло дорожные впечатления.
* * *
Как будто не было тряской дороги, есть только зал в современном совхозном доме, четырехугольный стол (говорят, сейчас модный именно такой, а не круглый), шкаф книг, уютная домашняя обстановка, – будто ничего нет, даже самих Чебаклов, рвов, накопанных для центрального отопления, здания конторы, так поразившего нас, а есть опять школа, уроки, методика литературы.
Галина Георгиевна немного растерялась и смутилась от такого неожиданного нашествия. Экспромтом, почти импровизируя, здесь же, за четырехугольным столом, она прочитала лекцию на тему «Обзорная лекция». Ученики не узнали бы нас в эти минуты. Мы сами были похожи на прежних учениц, с таким вниманием и страстью слушали товарища по работе.
Меня поразили глубокие теоретические знания Галины Георгиевны в древнерусской литературе. В памяти ее все было так свежо, как будто она не 15 лет назад закончила институт, к тому же все эти годы работала только в восьмилетке.
Галина Георгиевна постоянно думает о своем деле, мучительно и долго раздумывает над судьбами современного преподавания литературы в школе.
Она с болью говорит, что на изучение литературы в 9 классе часов преступно мало, нужно «пройти» всю литературу древнерусскую, 18 век, Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого.
– Читала недавно в журнале «Литература в школе», как одна девушка-старшеклассница горюет, что так поверхностно изучают литературу в школе, и говорит: «Слово-то какое неприятное — «проходили». Я сама решительно не знала, как это можно научить понимать «Слово о полку Игореве» за два часа, даже не прочитав его, как это донести до учеников красоту, поэтичность, изящество одного «Плача Ярославны?
А потом был разговор, вернее, всеобщее огорчение по поводу того, что наши дети очень мало читают, что половина или, смелее сказать, весь секрет успеха в учебе, особенно по русскому языку или литературы – в чтении.
После этого я совсем перестала удивляться, когда услышала, как Галина Георгиевна спросила: «А вы читали письма Пушкина?»
Что же это я говорю, будто не удивилась, да я же застыла от напряжения, задохнулась от волнения, когда услышала об этом.
Говорить о письмах Пушкина не сильно, без анекдотиков, на высоте, на профессиональном уровне – это надо уметь, это не шуточка!
Галина Георгиевна умела.
Она перечитала наизусть целые куски из писем поэта к жене, к Вяземскому, к царю… Она жила в настоящую минуту во времена Пушкина, она следила за ним, будто бывала вместе на балах, в салонах, ссылке.
Я представила себя на минуту на месте учеников Галины Георгиевны.
…Пушкин смеялся, грустил, метался в закрепощении Михайловского, ликующий выбегал босиком на снег встречать Пущина, любил яростно, без расчета, писал, перечитывал, рвал, снова писал о возлюбленной жене: «Чистейшей прелести, чистейший образец…»
Все это был Пушкин, живой Пушкин без хрестоматийного глянца, без постоянного, стершегося от частого употребления эпитета «Великий».
Познать его именно таким для шестнадцатилетних – счастье. Не пройти – познать.
ОДИН вечер в обществе Галины Георгиевны дал нам больше, чем десять образцовых, стерильно правильных методических уроков.
Мы побывали на уроках.
Простота и естественность, заинтересованность, чтобы учащиеся глубоко, прочно и осмысленно запоминали материал, без бьющих на эффект моментов. Галина Георгиевна «работала» не на взрослых ассистентов, она прислушивалась к детскому сердцу, уважала достоинство рассказчика, не перебивала, не натаскивала, учила связно образно мыслить.
Интересного на уроке было много. Даже для взрослых, искушенных в реалиях бытия искусства.
Известная картина Васнецова, примелькавшаяся и порядком надоевшая в гостиных залах, оживала на глазах, когда к ней прикасалась словесной палитрой Галина Георгиевна. И мы заслушались.
Пожалуй, это и было основным достоинством урока, когда наглядные пособия не принимали самодовлеющий характер, выставлялись не напоказ, а по-настоящему связывались с литературной темой.
Меня поразила почти студенческая серьезность учеников 9 класса на литературе и то, как быстро учительница сумела сплотить их. Урок, данный в форме лекции, они не только внимательно слушали, но и делали записи, раздумывали, задавали вопросы.
– Думаю тексты художественных произведений читать все-таки во внеурочное время, другого выхода не вижу.
Остается добавить немногое. Незадолго до нашего «визита» в Чебаклы Галина Георгиевна, как об этом упоминалось, сама побывала в Ингалах, в средней школе. Цель та же, что у нас – поучиться, посоветоваться.
Мы уезжаем из Чебаклов вечером на другой день, ничуть не жалею о потраченном времени. У каждого на душе был праздник, а завуч наша, Валентина Степановна, воодушевилась, строила новые планы, мечтала о новых встречах.
И мне вспомнились слова корреспондента «Комсомольской правды», умного, страстного журналиста Соловейчика:
«Провинция в нас самих. Можно жить в Москве и прослыть провинциалом».
И еще: «Богатство человека – это богатство его связей с окружающим миром, обмен мнениями, а иногда спор крайне необходим». От себя добавлю: встреча от конференции учительской до конференции – это ненормально. Интересные люди рядом, их много. Надо только чаще встречаться в интересах дела, детей, современной педагогической мысли. Особенно нам, литераторам.
Р. ЛОМАКИНА, учительница.
https://www.directmedia.ru/book-705168-takmyikskie-kanikulyi/ При необходимости могу проконсультировать по процедуре заказа
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4