второй – Брянской области). Это может показаться парадоксальным, учитывая купечески-патриархальный вайб этого города. Однако есть нюанс.
В начале XX века гороховецкий купец Иван Шорин купил у своего коллеги Семена Семенычева судостроительный завод и привел его к всероссийской славе. Когда он умер – а это было в 1918 г. – рабочие четыре километра несли его гроб на руках до старообрядческого кладбища в деревне Выезд под непрестанный гул заводской сирены. Его сын Михаил стал c одобрения рабочего комитета управляющим заводом; советская власть делала все, что могла, чтобы испортить ему жизнь (и преуспела: в 1943-м, после шести лет лагерей он пропал без вести), но:
– большую часть XX века Гороховецкий судостроительный оставался градообразующим предприятием, на котором работала примерно четверть населения города (видимо, это примерно все взрослое мужское). Во время войны он производил десантные мотоботы, из которых не уцелел ни один, а потому для памятника мотобот был воссоздан в наши дни по старым чертежам; после войны – занимался все более амбициозными проектами, в основном по заказу МО СССР. Все работало, развивалось, а потом наступили святые девяностые – и завод был ликвидирован.
И – если вы убежденный белогвардеец и воротите нос от всего советского – вспомните об этом, когда увидите красный флаг, поднятый потомками гороховецких «глухарей». И поймите.
На фотографиях базовые красоты – ну и немного карт, вестимо. Если еще не были в Гороховце – исправьте эту ошибку в ближайшие выходные.
На фото Иван Александрович Шорин (1860-1918) с внуком. Этот выдающийся промышленник родился в деревне Выезд Гороховецкого уезда Владимирской губернии в семье старообрядцев поморского брачного согласия. Супруга его Евдокия Ивановна была родом из слободы Мстера, мы публиковали большое количество икон из Мстеры, где жили иконописцы старообрядцы, прославившие родное село своими работами как для старообрядцев, так и для господствующей церкви (если вы видите подпись к иконе "владимирские села" это как правило означает либо сама Мстера, либо иконописная школа корнями из Мстеры).
Иван Александрович выкупил судостроительный завод у купца Семенычева, когда там числилось 20 рабочих, и довел судостроительное производство до оборота 800 тыс руб в 1912 г при штате в 200 постоянных рабочих (до 1000 в сезон). На заводе Шорина была построена крупнейшая в мире на тот момент нефтеналивная баржа "Марфа Посадница" грузоподъемностью 9 тыс тонн нефтепродуктов. Можно сказать, что танкерные перевозки нефти и нефтепродуктов тоже первыми запустили старообрядцы!
Общественная работа: был гласным уездного земского собрания Гороховца, был почетным мировым судьей, членом уездной землеустроительной комиссии, попечительного совета Гороховецкой женской гимназии, входил в группу организаторов Первого Всероссийского съезда староверов поморского согласия, состоявшегося в Москве в начале мая 1909 года.
Из «Записок о старообрядчестве»
#владимирскаяобласть
Нет комментариев