Прежде, чем рассказать вам об очередном этапе процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по «заводу смерти» в Камбарке, вернёмся в совсем недавнее весеннее прошлое, неожиданно омрачённое нехорошим вирусом.
7 марта этого года, через несколько дней после публичных слушаний по проекту технического задания на ОВОС, прошедших в селе Камское (подробно об этом мы писали здесь https://vk.com/@sergiy_jc-obschestvennye-slushaniya-po-khamski-ili-kak-rosrao-uspokaiv ), в Ижевске прошёл митинг против «завода смерти». В нём приняло участие множество активистов от различных движений и было выдвинуто немало требований, ключевым из которых стали требования отказа от строительства «завода смерти» и отправки в отставку главы Удмуртии Бречалова А.В. ( https://vk.com/wall257153781_8910 , https://udm-info.ru/news/politics/08-03-2020/v-izhevske-proshel-miting-protiv-zavoda-smerti-v-kambarke , https://vk.com/wall316667622_4357 ). В ходе подготовки к митингу активистами была составлена резолюция, под которой было собрано 366 подписей и которая вместе с последними была направлена во все государственные органы – президенту, правительству РФ и УР, депутатам ГД РФ и Госсовета УР, членам Совета Федерации и т.д. И, поскольку время ознакомить с их ответами всех неравнодушных к строительству «завода смерти» уже давно пришло, мы восполняем этот пробел.
Итак, вспомним ключевые моменты резолюции, часть которых была озвучена на митинге.
Мы выражали возмущение тем, что:
- проекты были разработаны и утверждены без научного обоснования и учёта мнения граждан, проживающих на территориях, которых затронет планируемая деятельность ПТК, в том числе жителей г. Камбарки и Камбарского района Удмуртской Республики;
- полным игнорированием депутатами всех уровней, органами государственной власти и органами местного самоуправления интересов жителей Удмуртской Республики, в том числе г. Камбарки и Камбарского района, в вопросе защиты их права на жизнь и благоприятную окружающую среду, которые будут грубейшим образом нарушены при реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в его нынешнем виде при строительстве ПТК;
- отсутствием реакции органов государственной власти и органов местного самоуправления на массовые протесты жителей Удмуртской Республики, в том числе г. Камбарки и Камбарского района, в защиту конституционных прав на жизнь и на благоприятную окружающую среду;
- пропагандой «безвредности» крайне «грязных» технологий утилизации отходов I-II классов опасности, полном игнорировании мнения оппонентов и критиков строительства ПТК, отсутствием возможности донести до жителей Удмуртии альтернативную точку зрения.
Мы считаем, что;
- президент РФ и подотчётное ему Правительство РФ и другие органы государственной власти РФ не справляются со своими обязанностями по защите конституционных прав граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду;
- реализация федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в его нынешнем виде приведёт к чудовищным последствиям (экологическому геноциду) для окружающей среды, жизни и здоровья жителей затронутых им территорий, в том числе г. Камбарки и Камбарского района;
- федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» не имеет достаточного обоснования;
- федеральный оператор ФГУП «РосРАО» (сменивший с тех пор название на, как им кажется, более благозвучное «ФЭО» - «Федеральный экологический оператор») не является компетентным учреждением в вопросах утилизации отходов I II классов опасности и не обладает необходимыми для этого технологиями.
Ключевыми требованиями резолюции были:
- приостановка реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности»;
- проведение полного и детального анализа источников образования отходов I II классов опасности и деятельности промышленных предприятий по их переработке, определение реальной потребности в строительстве ПТК по утилизации отходов I II классов опасности и опубликование полученных результатов;
- произвести выбор места строительства ПТК на основе проведённых научных исследований и только в случае полного информирования населения и получения его согласия в ходе проведения соответствующего официального опроса граждан;
- провести полномасштабную оценку экологических, социальных, экономических и иных последствий, вызванных хранением и уничтожением химического оружия в г. Камбарка и Камбарском районе, в том числе детально исследовать степень диоксинового заражения территории и населения;
- довести до конца реализацию Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;
- разработать для г. Камбарки и других населённых пунктов, пострадавших от последствий хранения и уничтожения химического оружия, план восстановления экономики и создания новых предприятий и рабочих мест, не связанных с загрязнением окружающей среды и потенциальной угрозой жизни и здоровью проживающего там населения;
- отправить в отставку главу УР А.В. Бречалова и Правительство УР во главе с Я.В. Семёновым.
К сожалению, ни одно из требований резолюции митинга так и не было услышано властью (что, собственно, в очередной раз полностью подтвердило вызывающие наше возмущение выводы).
Посмотрим повнимательнее, о чём сказали нам в ответах те, кто эти ответы дал.
Из восьми депутатов, к которым мы обращались, ответы пришли только от трёх: формальная отписка от аппарата о «принятии к сведению», а также «разделение озабоченности» и вызывающая приступы тошноты «благодарность за активную гражданскую позицию» от А.Е. Загребина и И.В. Сапко. Остальные пятеро «народных избранников» (Белоусов, Бузилов, Василенко, Исаев и Сухарев) предпочли отмолчаться. Видимо, эта проблема их мало интересует…
Впервые мной был получен ответ от аппарата полномочного представителя президента в ПФО, в котором утверждается, что «все обращения … внимательно изучаются и учитываются», а обращение перенаправлено в Минпромторг РФ и Минприроды РФ.
Минпромторг РФ написал пространную простыню на 9 страниц, где подробно изложил своё видение процесса утилизации химического оружия как полностью безопасного и не нанёсшего никакого вреда окружающей среде и, в свою очередь, переслал обрашение в ГК «Росатом» как организацию, назначенную ответственным исполнителем федерального проекта.
Как обычно, пересылка обращения в орган, на который жалуются, процветает в российском чиновничьем аппарате, после чего этот орган рассказывает вам, что никаких оснований для жалоб нет. В ответе, составленным Корольковым и подписанным Лебедевым, в очередной раз перечислены изъезженные десятки раз за последний год штампованные фразы об отсутствии негативного воздействия, высокой эффективности и безопасности, лучшем мировом опыте и прочая бла-бла-бла.
Минприроды РФ с ответом не торопился и, дождавшись ответа от «Росатома», прислал отписку, что последний вам уже дал ответ, а принимать решения от отставке должностных лиц субъектов РФ он не уполномочен.
Более интересные ответы поступили от Госсовета УР и Минприроды УР. Депутат Варламов взял паузу подумать на три недели, после чего находчиво объяснил, что делать ничего не собирается, так как, по его мнению, к компетенции региональных властей вопросы резолюции (в основном) не входят. Министр природных ресурсов Удалов в этой компании оказался далеко не худшим собеседником и прислал более-менее лаконичный, хотя и малосодержательный ответ.
Подводя итоги чтению ответов, напрашивается вывод, что многие упомянутые фамилии не зря занимают своё место на Доске Позора «Камбарка», а неупомянутые достойны занесения на неё.
В сухом остатке следует отметить следующее:
1. Ни в одном ответе ни приведено ни малейшего обоснования необходимости строительства «заводов смерти», ежели, не утрачивая остатков здравого смысла, не считать таковым поручения президента и паспорт нацпроекта «Экология».
2. Вопрос причины и следствия в сфере обращения с опасными отходами аналогично как был, так и остаётся противоречащим логике и здравому смыслу: проектная документация на заводы разрабатывается без какого-либо понимания мест и объёмов образования, накопления и переработки опасных отходов, не говоря уже о долгосрочных тенденциях в будущем.
3. Поручение президента (о размещении мест перепрофилирования/строительства «заводов смерти») по своей юридической силе приравнивается ответчиками едва ли не к Конституции (а может, и выше!) и обсуждению не подлежит. По всей видимости, за обсуждение поручений обнулёныша чиновникам грозит не менее, чем расстрел, а то и повешение с четвертованием, и если вдруг он им поручит завтра сливать сырую нефть из магистрального нефтепровода «Дружба» в Волгу в рамках нацпроекта «Чистые реки», то и это поручение будет немедленно начато выполняться!
4. О каком-либо учёте мнения граждан, проживающих на проклятых теперь землях, как и о каких-либо социальных компенсациях за будущие «неудобства» речи не идёт в принципе. Во всех отчётах впредь они теперь будут обладать безупречным здоровьем и проживать в настолько экологически чистой местности, что фермеры Швейцарии захотят пригнать к вам пастись своих коровок с альпийских лугов! Как же можно отказаться от такой идиллии!
5. *вырезано цензурой*
На этом, пожалуй, мы и закончим наш скромный обзор. Тем же, кто ещё не разучился и не разлюбил читать и размышлять, мы оставим в качестве домашней работы полученные нами ответы в альбоме https://vk.com/album316667622_273438754 .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев