В 1997 г. город Клинцы Брянской области готовился отметить 290-летие своего рождения. Именно тогда среди местных активистов родилась идея встретить следующий, 300-летний, юбилей сооружением памятника основателю города и всем старообрядцам-переселенцам. Клинцовские старообрядцы законно считают себя потомками первых поселенцев из Даниловской волости Костромского уезда. Идея – запечатлеть в камне или в бронзе молящегося крестьянина старообрядца понравилась прихожанам. Уставщик современных клинцовских старообрядцев поддержал начинание.
Торжественное открытие памятника состоялось 15 лет назад - 7 сентября 2007 г. Автор памятника клинчанин, член Союза художников России Александр Алексеевич Смирнов. Памятник установлен в сквере 169-й стрелковой дивизии на Клинцовском холме, откуда начиналась в далеком 1707 году слобода Клинцы.
Основание монумента оформлено в виде колокола, на котором изображены барельефы различных зданий и церквей города, канувших в Лету и ныне существующих, различные эпизоды из жизни Клинцов за прошедшие 300 лет. На вершине колокола скульптурное изображение мужчины, женщины и ребенка, над ними православный крест. У основания постамента надпись: «Созидателям и защитникам города от благодарных потомков». На фронтальной стороне постамента имеется надпись из ревизской сказки 1729 года, что оную слободу осаживал крестьянин Костромского уезда Василий Афанасьев сын Клинцов.
Потомки основателей слободы: Клинцовы Евгений Александрович и Владимир Михайлович, семья Барышниковых (7.09.2007 г.)
Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Корнилий в приветственном слове отметил, что «Василий Клинцов не искал житейских выгод или легкой жизни – он искал спасения и желал веровать в Бога по своей совести и жить в Благословенных трудах»… «Господь щедро благословил христианское усердие Василия Клинцова: имя его вошло в историю». Проходят годы, интерес к памятнику не угасает. К памятнику приводят детей, и они узнают знакомые очертания домов, храмов и уголков родного города. К памятнику подъезжают свадебные поезда, и молодожёны возлагают к его подножию цветы.
КЛИНЦОВЫ - ПАВЛОВЫ
Авторы исследований о клинцовских первопоселенцах в своих работах уделили внимание происхождению фамилии основателей города Клинцы. Есть две основных версии. Владимир Михайлович Клинцов, потомок тех самых основателей, считает, что прозвище Клинец означает выходец из города Клина. По его мнению старообрядцы братья Клинцовы, выходцы из Хабаровского прихода Даниловской волости, но изначально они, либо их предки, родом из подмосковного города Клин. По мнению историка Ромуальда Игоревича Перекрестова КЛИНЕЦ - это ремесленное семейное прозвище, связанное с профессией, которая в настоящее время называется штукатур. В 17 веке такое ремесло называлось клинцеванием, от слова «клинки» (деревянные колышки, которые забивали в бревна сруба под обмазку стены глиной).
Р.И.Перекрестов. Автор монографий об истории старообрядчества Брянщины
Клинец строгал мягкую древесину, заготовлял деревянные клинки и шалёвки в большом количестве для предстоящей работы. Шалёвка – это узкая щепа длиной до двух метров, которая набивалась на стену сруба крест-накрест. В старые времена шалёвку под штукатурку набивали не гвоздями из-за их дороговизны, а деревянными колышками - клинками. Образовавшуюся решетку увлажняли водой, а затем обмазывали глиной.
процесс клинцевания
Надо полагать, что основатели слободы Клинцы занимались именно клинцеванием. Такое ремесло несомненно было востребовано во вновь заселяемых слободах, в которых ежегодно появлялось по нескольку новых изб.
Клинцованная изба
При этом клинцевание - это традиция южных областей России. На севере, в Даниловской волости, на родине братьев Клинцовых, стены глиной не мазали, срубы там испокон веков обильно утепляли мхом. На югах же мхов в таком количестве нет, так что в ход шла глина. Вероятно ремесло братья освоили уже на новом месте, на Брянщине. Дело знали хорошо и стали профессионалами на этом поприще.
интерьер избы-мазанки
Ромуальд Перекрестов пытался найти в документах предков братьев Клинцов в Даниловской волости Костромского уезда по более древним писцовым книгам 17 века, но, увы, никого с фамилией Клинцы/Клинцовы в Хабарове не нашёл. Все эти факты служат подтверждением версии о ремесленном происхождении фамилии. Своё профессиональное прозвище, ставшее впоследствии родовой фамилией, братья получили уже на Брянщине.
На примере братьев Клинцов и их потомков Клинцовых мы можем проследить как формировались и менялись фамилии крестьян в допетровской Руси. В первых переписях слободы её основатель именуется следующим образом: Василий Афонасьев сын Клинец, он же Павлов Историки сделали верный вывод, что Павловы - это фамилия братьев по деду (дедичество). Скорее всего так их именовали на родине в Хабарове. Там хорошо знали их отца Афанасия и их деда Павла. Поэтому для хабаровских братья были (Чьи?) - Афанасьевы дети Павловы внуки. Когда братья переселились за тысячу вёрст, на новом месте уже никто не знал ни их отца, ни их деда. Для местных жителей такая идентификация уже не работала. Братьев стали отличать и называть по их профессии. Кто они? - Клинцы. Потомки этих братьев в слободе звались уже по фамилиям, отвечающим на вопрос Чьи? - Клинцовы.
Валерию Соколову передаю пламенный привет и благодарность за активную деятельность по популяризации даниловской истории. Что касается авторства, то данный материал собран на основе книг В.М.Клинцова и Р.И.Перекрестова, что указано в заметке. Они являются авторами исследований.
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Читателю наверняка знакомы, хотя бы в общих чертах, такие религиозные понятия как Крещенье, Благовещенье, Вознесение, Успенье и т.п.
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Названия наших деревень иногда загадывают нам весьма сложные загадки, для разгадывания которых приходится осваивать древнерусский лексикон.
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: В предыдущей статье мы подробно рассмотрели левобережье Ухры, где самым распространённым названием среди её притоков оказалась основа "Сахта/Ш...
Комментарии 10