Апостольство Церкви Будучи Сам послан в мир Отцом, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, то есть посланниками. Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Прежде всего Церковь называется апостольской по цели своего бытия. Церковь утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20). Апостолы являются основаниями Церкви в хронологическом смысле – они стояли у истоков ее исторического бытия. Они передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия, установили начала ее канонической структуры, поставили первых епископов. Это есть внешняя, историческая сторона апостольства Церкви. Для исполнения своего апостольского назначен
Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Согласно ап. Павлу, благовествование «пребывает... во всем мире» (Кол. 1:5–6). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» (Мф. 28:20). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» (Ин. 13:16). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова (1Кор. 11:26). Новозаветная
Спасительность Таинств Действенность – это субъективная сторона таинства. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека. Согласно православному учению, действительное таинство не может быть полностью недейственным. Иными словами, реальное соприкосновение с Богом не может остаться для человека без последствий. Однако Бог и в таинственной жизни Церкви не упраздняет свободы человека. Благодать таинств не действует на человека непреодолимым образом, плодотворность принятия таинств верующим зависит от его веры и от того внутреннего расположения, с которым он приступает к таинствам. Поэтому действенность таинств может быть двояко
Святость Церкви Церковь свята. Это свойство Церкви, можно сказать, самоочевидно. Разве может быть не свято Тело Христово? Святость Церкви есть святость Христова. Ветхозаветное слово: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44–45) исполняется в Новом Завете чрез боговоплощение, которое представляет собой освящение человеческого рода чрез Церковь: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф.5:25–26). Освящение Церкви, которое совершено Христовой кровью, осуществлено Духом Святым, излившимся на нее в Пятидесятницу и пребывающим в Церкви. Церковь есть дом Божий, как и тела наши – храм, где обитает Дух Святой. Поэтому жизнь в Церкви есть святость как в активном, так и в пас
Единство Церкви. «Церковь дышит единым дыханием», – писал в начале III века Климент Александрийский. Это образное выражение указывает на то духовно-нравственное единство, которое скрепляет членов христианской Церкви. О единстве Церкви как Тела, Главой которого является Христос, а членами все христиане, неоднократно говорил в своих Посланиях апостол Павел: «...(Бог) все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:22–23). «...Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29–30). «...Как тело одно, но