Главное:
1. Конфискация российских активов обсуждалась в США, ЕС и в других недружественных странах с начала СВО.
Полноценный механизм пока есть только у Канады. У ЕС имеется механизм конфискации доходов (процентов) от суверенных (т. е. государственных) активов.
В США он имел ограниченную форму и предполагал лишь возможность передачи Украине активов, конфискованных в рамках уголовного преследования нарушителей режима санкций. В феврале 2023 г. сообщалось о передаче Украине 5,4 млн. долл, конфискованных в рамках уголовного дела в отношении крупного российского бизнесмена. Масштабных конфискаций в рамках такого механизма не было в силу относительно небольшого числа попыток вывести из США заблокированные активы.
2. Законопроекты о различных санкциях против РФ вносились десятками. Но после начала СВО они, обычно, не проходили даже одну палату. Основная часть санкций против РФ, введенных после февраля 2022 г., закреплена президентскими указами или подзаконными актами отдельных ведомств.
Законодательно закреплен запрет на поставку в США энергоносителей, запрет на нормальные торговые отношения с РФ, санкции против покупателей золота из РФ, т. е. лишь небольшая часть введенных санкций.
3. Новый механизм конфискации российских государственных активов закреплен в законопроекте H.R. 8038 от 17.04.2024. "Достижение мира в 21 веке посредством силы".
Его не следует путать с законопроектом H.R. 8035, который определяет военную помощь Украине. Это два разных документа, просто рассматривались они в одну сессию Палаты представителей.
Конфискация российских активов закреплена в ч. 2 H.R. 8038 "Перенаправление российских суверенных активов".
4. Предусмотрена конфискация только суверенных, то есть государственных, а не частных активов. В документе указано, что их стоимость в юрисдикции США составляет 4-5 млрд. долл, тогда как всего в мире заморожено порядка 300 млрд. долл российских суверенных активов, из них 190 млрд. находятся в юрисдикции Бельгии.
5. Президент США наделен полномочиями конфисковывать российские суверенные активы и передавать их в специальный Фонд поддержки Украины. Фонд должен быть в юрисдикции США.
6. Полномочия президента весьма широкие. Президент может, но не обязан конфисковать российские суверенные активы. Он также может разморозить их, то есть по факту вернуть РФ, если Конгресс не помешает этому совместной резолюцией. Закон не накладывает на президента избыточных обязательств по конфискации.
7. Президент должен координировать действия по конфискации и передаче активов Украине с партнерами по Группе G7, а также с ЕС, Австралией и другими странами. В частности, речь идёт о "Международном фонде компенсации Украине", с которым должен взаимодействовать американский Фонд поддержки Украины.
8. Президент должен дать Конгрессу отчет о том, какие российские лица находятся под блокирующими санкциями ЕС и Великобритании, определить, распространяются ли на данных лиц положения санкционных законов и указов США, но он не обязан эти санкции вводить.
Что в итоге:
Реальных вариантов для компромиссов больше не существует.
Или мы, или они...
1. Законопроект имеет шансы дойти до стадии закона.
2. Его действие охватывает относительно небольшую часть российских суверенных активов (4-5 млрд. долл).
3. Механизм не предполагает обязательной и одномоментной передачи всех конфискованных активов. Процесс может растянуться по времени. Конгресс пока не выкручивает руки Администрации по вопросу конфискации.
4. Рассчитывать на возврат данных активов не стоит. Их возврат обусловлен кабальными и неприемлемыми факторами.
5. Урок для остальных суверенных инвесторов в США. Особенно для КНР и других стран, политика которых может идти вразрез с интересами США. Их активы может ждать та же участь.
6. Следующая ступень эскалации - частные активы, а также появление аналогичных механизмов в ЕС и у других инициаторов санкций.
И главное последствие внутри страны:
Реальные конфискации суверенных активов сильно ударят по позициям либеральной группировки (Набиуллина, Силуанов и пр.). Её влияние сильно уменьшится, поскольку договор ВВП с данной группировкой (о лояльном отношении друг к другу) потеряет всякое практическое значение для страны...
В своём прозападном финансовом значении либеральная группировка потеряла и свой вес, и свою ценность...
Нет комментариев