«И мы ходили с иконами. В сорок пятом году с иконами. Хлеб взошёл на бору и весь зажелтел: нету дождя. Ну и мы собрались, значит, до тридцати человек, и мы пошли с иконами. И вот перешли э́дак и туды на́ мыс вышли, обошли, и все на коленки встали. И не поверите, сюды пришли — ливу́чий дождь пошёл. Ливу́чий. Ну и я прихожу домой, дома разболока́юсь (ешшо я была не вза́мужем), поела и легла спать. И вижу во сне, я будто в контору бегу и за мной кобель гонится. И кобель такой рыжий . Ну и я в контору-то без ума и забежала, дверцу закрыла, и он царапатся во дверь-то эдак. И вот не поверите, сон в руку. Вечером подружки ко мне пришли, и солнце на закат, а в конторе собирается партийное собрание.
«У меня брат хорошо играл на аккордево́не. Девятого мая он домой приехал с войны. На костыляф ходил. Его поставили бухгалтером. И надо было ехать в Недоку́ры, тут недалёко от Алёшкиной, на телефон, чтоб позвонить в район, что мы посевную закончили. И вот он поташшил эту сводку туда. На лодке пошли, на вёслаф тридцать кило́метров. Они в один день доходили туда. Ну и пошли. По телефону позвонили, и тут ему сказали, что война кончилась, девятого мая кончилася. А мы осталися тут. И где ложки́ (были лужи), ложки́ осталися, и мы ешшо досевали эти ложки́ (оне пообыга́ли, и мы сеяли). Ну и вот. Приехал он с этих Недоку́р, привёз два литра спирту, ему на́рочно дали, чтоб отметить День Победы. И мы пр
«Бывает, вот приедут сваты, сватают, а она не соглашатся. А оне укра́дут. Вот и говорят, кра́дешная де́ва. У меня сестру, гламно, украли. Гламно, пойдём, говорит (…):
— Пойдём, — говорит, — Маруся, ворота откроешь.
Ну, эта Маруся до́лго не ду́мачи, шаль набросила и пошла. Гламно, ворота открывать. А раньше ж на лошадях. Ну, чё ты думаешь?! Гламно, токо выехали и — хвать! — в эту кошёвку и увязли. Ну чё?! Привязли эту Марусю. А она — убягать. И ни в какую. Там к соседям. А там суседи оне чужие, чужие совсем люди. Она же их не знат, и её не знают. Переночевала и домой прикатила. На чём уж она приехала? Сбежала. Сватал, сватал — ни в какую, она не соглашается, и ето…
Вот и кра́дешная де́ва,
"Она понимает все. Я вот поеду к матери на два-три дня, возвращаюсь – только заговорил, она заржала, стоит, смотрит. Сено готовлю, овес, утром два кусочка хлеба. Жена моя незадолго перед смертью как-то говорит: «Зачем тебе эта забота, сено готовить, да всё, уже года… Продай ее». А мы как раз картошку копали, и Стрелка подошла к ней и голову на плечо положила. Ну, жена, конечно, чуть не заплакала: сразу – нет, говорит, дедушка, не продавай. И все! Я ей слово дал, что не продам никогда, буду держать, пока силы есть. Ну, она еще молодая, четвертый год только, так что еще поживем."...
Читайте всю статью, написанную Зоей Ивановной Горенко по следам экспедиции в Балаганский район, на нашем сайте
О ДОЛЕ НАРОДНОЙ В ЭПОХУ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ
На 8 апреля намечается серьезный разговор с учениками Иркутского лицея №2. Тема формулируется так: «Судьбы людские в эпоху репрессий». Современные дети мало что знают о жизни села даже в наши дни, а тем более в первой половине прошлого веке. А весь «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой состоит из рассказов именно крестьян. Особенно пронзительные касаются непростого процесса становления Советской власти, когда допускались такие страшные явления как раскулачивание, насильственное привлечение в коммуны и колхозы, высылка «кулаков» на поселения, а то и в тюрьмы. Затем, не успев оправиться от этих бед, с
ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА ПОСВЯЩАЕТСЯ
«Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта» (Иоганн В. Ф. Гёте). Именно эту цитату Галина Витальевна Медведева взяла в качестве эпиграфа к предисловию к изданию «Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина: Словарь».
Этот трёхтомный труд — работа огромная, качественная, сложная. Началась она в далёкие 80-е годы XX века с поездки в Аталанку, на родину писателя и с дружбы с ним. Как опытный фольклорист-этнограф, Галина Витальевна нестандартно подошла к прозе Валентина Григорьевича: она систематизировала язык его литературных героев, разобрала досконально составляющие «распутинского» стиля, увидела в нем такие зерна, такие