Советский автобус ЗИС-155 пришел на смену модели ЗИС-154 в 1949 году. В конструкции машины использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150. Автобус оснащался двигателем ЗИС-124 мощностью 90 л. с. В его салоне было расположено 28 сидячих места, в целом же в автобусе могли разместиться 50 пассажиров.
В 1956 году ЗИС-155 получил имя ЗИЛ-155 и выпускался до 1957 года. Всего за эти годы был выпущен 21 741 автобус под обоими названиями. Модели экспортировались в Украину, Польшу, ГДР, Китай, Монголию и Афганистан.
Судьба автобуса ЗИС-154 сложилась не очень удачно из-за целого ряда врожденных недостатков его конструкции – прежде всего, это недоработанная электромеханическая трансмиссия и ненадежный двигатель ЯАЗ-204Д, а также некоторые просчеты в эргономике салона. По воспоминаниям Б.М. Фиттермана (Главный конструктор ЗИСа с марта 1943 года по март 1950 года), «вскоре после начала выпуска эксплуатация потребовала отказа от него и перехода к узлам и агрегатам грузовика ЗИС-150. Производственники завода поддержали «регрессивные» требования эксплуатации и предложили создать новый автобус на базе ЗИС-150.». Вместо доводки конструкции, автобус ЗИС-154 был снят с производства уже в 1950 году.
На смену ЗИС-154 пришел более простой в производстве и эксплуатации ЗИС-155, в конструкции которого использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150, приспособенные к установке на автобус. На ЗИС-155 монтировался двигатель ЗИС-124, в комплектацию которого, в отличие от мотора ЗИС-120, входили: – хромированные верхние компрессионные поршневые кольца; – карбюратор МКЗ-16А; – воздушный фильтр ВМ-9; – изменённый впускной и выпускной газопровод с фланцем под новый карбюратор; – масляный картер с выштамповкой для обхода балки передней оси.
Для поддержания оптимального теплового режима работы двигателя в системе охлаждения использовались вертикальные жалюзи. Двигатель был размещен справа от рабочего места водителя, что привело к заметному ухудшению условий труда водителя по сравнению с предшествующей моделью ЗИС-154 – существенно возросли шумность и загазованность кабины. Также на автобус устанавливались следующие специфические узлы и детали: – коробка передач с верхней крышкой с дистанционным приводом рычага переключения; – два карданных вала с промежуточной опорой; – задний мост с повышенным передаточным числом главной передачи и изменённым креплением рессор; – собственные детали привода гибкого вала спидометра; – гидравлические рычажные амортизаторы поршневого типа в передней подвеске; – усиленная передняя ось; – укороченная рулевая колонка; – рулевое колесо увеличенного диаметра (550 мм); – роликоподшипники между опорными плоскостями передней оси и поворотных кулаков. В связи с возросшим количеством потребителей электроэнергии (освещение салона) введён генератор повышенной мощности, располагавшийся на кожухе правого колеса.
По оценке Б.М. Фиттермана, ЗИС-155 стал не просто компромиссом, но даже шагом назад в автобусостроении СССР: машина имела значительно меньшее число мест для сидения (28 против 34 у ЗИС-154; паспортная вместимость ЗИС-155 составляла 50 пассажиров) и бензиновый двигатель мощностью 95 л.с. Формально с таким двигателем автобус имел запас мощности на тонну массы чуть больший, чем у ЗИС-154 (9,4 л.с.), но из-за меньшего крутящего момента и механической ступенчатой коробки передач машина демонстрировала значительно худшую динамику, чем ЗИС-154 с его дизель-электрической трансмиссией. По совокупности проведенной в 1956-1957 годах модернизации конструкции обновлённые автобусы получили заводское наименование ЗИЛ-155Г, но в сопроводительной документации оно не отражалось.
Первая опытная партия из шести автобусов ЗИС-155 сошла с конвейера весной 1949 года, с конца апреля по ноябрь было собрано ещё 30 автобусов. Массовое серийное производство началось в конце января 1950 года и закончилось 30 сентября 1957 года. Всего было выпущено 21736 автобусов этой модели. Нужно отметить, что ЗИС-155 изначально рассматривался как компромиссная конструкция и был освоен в производстве лишь как временное решение до момента разработки и запуска в производство более современных машин, но в итоге продержался в производстве целых семь лет. На смену ЗИЛ-155 пришел автобус ЗИЛ-158.
В течение всего срока выпуска ЗИС-155 завод неоднократно предпринимал попытки уйти от механической трансмиссии, введя в конструкцию автобуса гидромуфту для облегчения труда водителя. С этой целью было построено несколько опытных машин для определения наиболее подходящей конструкции: - в 1949 году был построен автобус ЗИС-155 с гидротрансформатором ЗИС-Э110; - в 1950, 1952 и 1953 годах были построены автобусы ЗИС-155 с гидродинамической передачей (двигатель ЗИС-124, сцепление двойного действия, гидротрансформатор ЗИС-Э124 и специальная коробка передач). - в мае 1954 года были построены автобусы с карбюраторами К-32 и К-82, гидродинамической передачей, КПП с изменёнными передаточными числами и прямой V передачей, а также главными передачами с передаточными числами 9,28; 8,39 и 7,63.
в июле 1954 года был построен ЗИС-155 с карбюратором К-32, шестилопастным вентилятором, гидротрансформатором ЗИС-Э124 с двумя вариантами расположения радиатора для охлаждения масла (нижнее в передней ферме с охлаждением от электровентилятора, и вертикальное рядом с водяным радиатором и охлаждением от основного вентилятора) и главной передачей с передаточным числом 7,63. - тогда же – в июле 1954 года – был построен еще один ЗИС-155 с гидротрансформатором. Также эта машина была укомплектована карбюратором К-32, шестилопастным вентилятором, КПП с понижающим демультипликатором и главной передачей с передаточным числом 7,63. Работы по внедрению в трансмиссию автобуса гидромуфты так и не вышли из стадии опытных работ.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев