Много споров сейчас идёт о том, что нужны ли современному человеку традиции. Абсолютно понятно, что , если в
стране нет своих устоев и традиций, то люди будут перенимать культуру чужих стран. Со временем теряется
самобытность любого народа. Мы хотим вам описать традиции праздников на селе, как их отмечал простой народ.
Как думаете, праздновали люди и в тяжёлые годины ?! Конечно, праздновали!! Брали гармонь и шли на вечёрки. Когда ещё не было ДК в селе, вся молодёжь кучковалась в центре села или на «Большой улице», так называли самую широкую улицу в селе. У каждого молодёжного культюка (компании) был свой гармонист, балалаечник или ложечник. Кстати, на балалайках очень часто играли девчата, очень быстро осваивали технику игры. Именно тут ребята присматривали себе будущих жён. Ведь считалось, что человека видно уже по тому, как он поёт и танцует. Робкая, застенчивая, сидит в сторонке считалась смирной и таких обычно выбирали ребята-весельчаки. Лучшие певуньи и танцорки доставались застенчивым парням. Были даже свои традиции правильного выбора по характеру, поведению, по семье. Очень ценились девушки и женщины более скромные.В тёплое время года все молодёжные посиделки проходили на улице, а когда начинало холодать, то перебирались на «хватеры» (дома). Заранее обговаривалось с хозяйкой дома то, что именно у неё будут проходить гуляния. Зачастую, это была одинокая женщина или вдова. Сельская община даже помогала ей с дровами или кизами, чтобы она пускала молодых к себе на танцы, вечёрки, где будет тепло протоплено. Света тогда не было и на стол посреди комнаты, где собиралась молодёжь, ставили лампадки. Это были не настоящие лампадки, а так их называли. В пузырёк с говяжьим жиром опускали фитилёк и он коптил еле- еле весь вечер , но свет какой- никакой давал. Рассказывают, что было очень весело. За молодыми, чтобы не было никаких проблем, посылалась приглядывать чья –то родственница , а она вязала носки, шали и в край глаза немного наблюдала. Песни там пелись старинные, которые передавались поколениями. Очень много пелось песен про войну, когда муж или сын возвращается с поля брани. Вот одна из таких песен:
«Вот мчится поезд, громыхая»
Вот мчится поезд, громыхая,
Вдали вечернею порой ..
В вагонах тихо напевая,
Бойцы спешат к себе домой
Один солдат, был всех моложе
Парень с кудрявой головой .
И он запел про кари очи.
Про очи девы молодой.
Когда я в армию сбирался.
Она слезою залилась.
Теперь я письма получаю.
За брата замуж собралась.
Я еду с братом повидаться.
А сердце колет, как иглой.
А брат с насмешкою мне скажет.
Теперь ты , брат - соперник мой.
Пройдут года и будут дети.
И будут дядей называть.
Они не знают, что их дядя.
Любил когда- то их…у мать.
Эта песня пелась после Первой Мировой войны. Сразу хочется сказать, что манера пения в нашем селе уникальная,
нигде нельзя проследить похожую манеру пения разноголосьем, когда первые и вторые голоса включаются по очереди,
создавая своеобразные «голосовые колодцы»
Хочется ещё привести пример такой редкой песни, смысл которой исконно русский. Молодой парень и девушка
любили друг друга, но издалека, никогда не намекая на чувства. Судьба- злодейка их так и не свела.
«При серебряных волнах» (Изменщица)
На серебряных волнах , на жёлтом песочке,
После девы молодой, я искал следочки.
Там следов знакомых нет, там их не бывало.
Ведь изменщица моя, со мной не гуляла.
У соседнего села колокол раздался,
Сел на ворона коня, и туда помчался.
Захожу я в Божий храм.
Там народ толпою.
А изменщицу мою водють вкруг налоя.
Тут изменщица моя, да на меня взглянула.
Из глаз слёзы полились, тяжело вздохнула….
Старинных песен и частушек наши сельчане знают очень много, какие ещё поются, а какие и забылись…
Приведу несколько примеров:
Дорогая барыня,
Уважать ли станешь ли?
Стану. стану, дорогой,
Тебя полынною метлой.
Подружка моя,
Ты меня не бойся.
С твоим милым постою.
Ты не беспокойся.
Подружка моя, У нас миленький один.
Ты ревнуешь, я ревную,
Давай его продадим.
На германской , на границе,
У куста , на горочке,
Мово милого убили
Немцы из винтовочки.
Приведу пример одной песни, которую никогда не слышала , кроме как в исполнении сельчан нашего села :
Что это за красотка, младшая царска дочь.
Старшая то младшую сманула с потайком.
Пойдём, пойдём, сестрица на берег , на морской.
Посмотрим мы сестрица чем берег украшён.
Украшен бережочек травою- муравой.
Младшая догадалась, что смерть её пришла.
Постой, постой сестрица.
Постой и не толкай .
Сними с руки колечко, сними и вспоминай.
Не надо мне колечка, отдай мне красоту.
Младшая горько плачет и смотрит на волну
Как видно с красотою сейчас я утону.
Старша сестра младшую столкнула с бережку….
Эта песня фольклорная, поётся на разноголосье.
Каширская Антонина Ивановна рассказала забавную историю своего детства, когда им было лет по 7-8.( а она сама с
1933 года рождения). Захотелось девчонкам свои гуляния устроить, нарядились они, как тогда говорили «во весь
снаряд», в лучшие платья, выбрали лавочку поновее, пригласили своего музыканта Васю- гармошечника ( он на губной
гармонике играл) тринадцати лет..Всё чин по чину!! Четверо пацанов к себе пригласили и пять подружек-
товарок….Натанцевались, напелись, напрыгались от души! Пришла Антонина домой вечером и легла спать, не ужиная.
Так уморилась! Утром мать корову собралась выгонять, а за околицей Вася-гармонист вчерашний стоит и просит
оплатить свою игру на губной гармошке. Мать недоумённо спрашивает: « Вася, ты кому играл то вчера? Зачем к нам
зашёл? У меня ещё девок нет, только девчата маленькие» а он ей : «Ага, тёть Мотя, маленькие. Знаете, как отплясывали,
да частушки припевали, а ваша Тося особенно!» Подняла мать дочь и говорит ей :« Тося, поднимайся!! Теперь каждое
утро со мной вместе вставать будешь, корову в стадо отгонять. Выросла ты уже, по танцулькам ходишь с этих пор!»
Оказывается, мать расплатилась с Василием бутылкой молока, а девочку решила немного наказать работой за
своеволие. Потом, позже она призналась дочери, как они с отцом хохотали над танцорками. Отец всё шутил потом :
«Легла то, доченька пораньше, чтобы понюшку табака отцовского не отдавать?!! Али целовать Васю не хотела!?» На
взрослых вечеринах с гармонистами зачастую расплачивались табаком или девчачьими поцелуями.
Хочется ещё отметить и наш своеобразный сельский говор, родом из Воронежа, где проскальзывают до сих пор
слова , где резонирует «Я»..Приведу пример общения наших старичков: говорЯть, пьём чай с кренделькЁм,с молочкЁм ,
чяво –чяво..., куды пошла, чяво принясла… ,«Нюрк, ты глянь это чьи там кочаты содюца? Лябо твой с моим
схляснулися. От пыразиты …куры яйцы не нясуть , а им хоть бы чё.., бошки от поотрывать окаянным…»
Женщины в годах рассказывали, что когда они девушками были 16-17 лет, то среди молодых девчат и ребят была
такая популярная «игра», которая многим нравилась. Играли в неё исстари, ведь в деревнях не принято было девчатам и
ребятам до свадьбы целоваться. Такая вот старинная игра: каждый день в доме, где проходили игрища выбирали из
парней «покойника» (каждый раз другого ), клали его на лавку и девки с ним прощались, целовали его: кто в губы, кто в
лоб или щёчку . Ну , а кто нравится ,того обнимал сам «покойник» и крепко целовал , становилось понятно, кто кому
симпатизирует и к кому сватов засылать. Тогда и появилась присказка и поговорка: «Хитрый Митрый! Помер, а
глядит!» Рассказывали, что она очень весело проходила, хотя нам из нашего времени она кажется очень необычной.
Сельский народ был очень богобоязненным и к религиозным праздникам относился с уважением. Люди тогда были
настолько верующие, что некоторые даже до Киевско - Печёрской Лавры ходили пешком, чтобы помолиться и
приложиться к святыням. Про одну сельскую девушку есть предание, что она с паломниками из Астраханской области
пошла пешком до монастыря Киевско-Печёрской Лавры и уже на подходе к нему заболела и умерла на Пасхальной
неделе. Рассказывали, что когда её хоронили, то отпевали священники и присутствовали прихожане трёх церквей в
Украине. Это считалось духовным подвигом, что под силу только крепким духом людям. Вернувшиеся богомольцы
рассказали о том, что она стойко вынесла все лишения дороги и что болезнь придала ей ещё большие силы двигаться, а
ещё она поддерживала уставших попутчиков добрым словом и примером самоотверженности. Осталось от той истории
только то, что звали её Дарья, фамилия не известна.
А ещё мы опишем несколько традиций празднования, их колорит. Начнём с того, какие молитвы читались публично
и их знали и взрослые, и дети с малолетства. Так читалась рождественская молитва: Рождество,Твоё, боже наш, возсия
мирови свет разума, в нем бо звёздам служащии ,звездою учахуся. Тебе кланятися. Солнцу правды и Тебе ведети с
высоты Востока. Господи, слава Тебе! А под конец все радостно читали:
Ангел с небушка спустился.
И сказал: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить!
Старенький старичок слезай с печки.
Доставай сундучок, отдавай пятачок.
Выноси пирожок.
А поверх пирога чтоб копеечка была!
Рождества ждали, к нему готовились. Перед Рождеством всегда идёт строгий пост, который длится больше месяца.
Многие семьи держали пост , а разговлялись только после ночной ,рождественской литургии. В каждой семье готовили
угощение в соответствии с достатком. На Рождество и Старый Новый год дети традиционно ходили колядовать, ждали
этого с нетерпением, ведь была возможность наесться досыта. Угощали их повсеместно жареными тыквенными и
арбузными семечками , а в некоторых домах давали тыковку до сухоты пареную, сушёные яблоки , груши , а пирожки
или кусок пирога давали, если ребятишки были хозяевам роднёй. Ещё угощали икряником – это вроде котлет, но
только из рыбной икры. Ещё под Рождество ряженые ходили и не только дети, но даже взрослые наряжались. И в кого
только не рядились! Тулупы выворачивали наизнанку, а на голове тоже вывернутые шапки- вертухайки , да ещё с
рогами, вроде как черти тешатся. Или в бабу мужик рядился: поверх мужицкой одёжи женскую юбку надевал . Смешно
ведь, когда переодетый мужик жеманится и спрашивает у женщины : «Кума, а кума! И чявой это ты такая невясёлая ,
лябо кума ждёшь?». Мужичкам всегда подносили брагу, сваренную на сахарной свёкле или из нордека – арбузного мёда
, но всегда это была мера, которую строго определял хозяин дома .Деньги давали очень редко ,жили бедно и лишних
денег попросту не было. Взрослые мужички и парни ходили на кулачные бои , которые проходили между
соревнующимися улиц или краёв деревни (верховские, низовские, улишные бои).Это не было дракой в современном
понимании , люди не уродовали друг друга побоями . а просто разогревались движением , схваткой, не доходя до
настоящей боли, этот предел был заложен в сознании.
Из рассказов старожилов ещё следует, что люди сами придумывали игры. Расскажу про некоторые: «Маялка». Брали кусочек овечьей шкурки с шерстью, заливали внутрь свинец, зашивали, чтобы получился пушистый, но достаточно тяжёлый шарик и его отбивали ногой до уровня щиколотки до сотни раз , кто больше всех выдержит- победитель. Зимой вся молодёжь каталась на «коровяках»- это самодельные сани, слепленные из свежих коровьих лепёшек, а потом облитых водой и замёрзших , сверху на такие сани клали сено . В селе было несколько таких мест, где катались с горки : у «Прямка», в ярах, возле речки и возле «Елены- Полтора Блина»… Ещё играли в «Чижика»-это вырезанная деревянная вертушка , в неё играли самые маленькие , а делали её своим малышам отцы или старшие братья, а им только оставалось хвастаться «у кого вертунок бойчее…»
Также в праздники был разъезд на лошадях с песнями и гармонью. Нельзя не рассказать отдельно про праздничные угощения. Расскажу немного о том, как они было: чинёнка (пирог из дрожжевого теста, с тыквенной начинкой , хотя начинка могла быть разной , очень схожая на русский расстегай. открытая в середине ; само название «чинёнка» говорит о разной начинке , чинёная многими ….продуктами) , коржаты (маленькие пирожочки с разными , начинками: распаренными и перекрученными на мясорубке сухофруктами , пареной тыквой, распаренными арбузными цукатами , обычно они подавались в сметане ), рыбный пирог ( название по рыбной начинке, предпочиталась рыба с малым количеством костей :судак, сазан.., где измельчённое филе рыбы обжаривалось с кислой или свежей капустой . если не было рыбы, то она заменялась рыбной икрой.. ) чибрики ( суховатые лепёшки из творога, муки , яиц похожи на творожники. но испечённые в печке , обычно подавались детям , как угощение ), а ещё угощали стародавним блюдом под мудрёным названием «шурмук». Для приготовления потребуется только творог и соль. Брали обычный домашний творог ,добавляли соли на глаз и лепили продолговатые кусочки. потом ставили шурмук на подносе подсушиться на солнце, желательно, в хорошо проветриваемом помещении.., а уже хорошо подсушенные хранили в холщёвых мешочках, как угощение для детей, или перекус.
Комментарии 11