После окончания войны одной из ключевых задач стала демобилизация армии, которая насчитывал 11 365 тыс. человек. 23 июня 1945 г. в Москве на XII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии».
Военные комиссариаты выполнили значительный объем работы по приему на воинский учет демобилизованных офицеров, сержантов и старшин, солдат и матросов, обеспечивали их первичную адаптацию, оказывали помощь в поиске родственников, мест жительства, подборе работы и др.
В послевоенное время в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. была введена плановая система начальной военной подготовки с юношами допризывного и призывного возрастов без отрыва от производства и учёбы. К концу 1960-х гг. сложился весь комплекс подготовки юношей к службе в армии. Все это положительно сказалось на повышении качества начальной военной подготовки и в целом на призыв в Вооруженные Силы СССР молодежи, владевшей, как правило, элементарными навыками военного дела и имевшей основательную общеобразовательную подготовку.
Опыт, полученный военными комиссариатами Советского Союза в 1945 − 1991 гг., был в определенной мере использован при строительстве и развитии Вооруженных Сил страны уже Российской Федерации.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
В Положении о военных комиссариатах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 979 от 19 августа 1994 г., впервые в новейшей истории России юридически были определены компетенция лиц, занимающих должности государственной службы и органов власти в области обороны, а также порядок воинского учёта и призыва на военную службу различных категорий граждан Российской Федерации. Согласно Положению военные комиссариаты создавались Министерством обороны РФ, являлись его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также в районах и городах (без районного деления).
Возрастание роли органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований в решении различных задач потребовало внесения изменений в функции и задачи военных комиссариатов. Это нашло отражение в новом Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ № 1372 от 15 октября 1999 г. Оно, в отличие от Положения 1994 года, предусматривало возможность Министерства обороны страны создавать военные комиссариаты по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Однако отсутствие единства в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации влекло за собой неустойчивость и хаотичность системы военных комиссариатов.
С целью устранения этих недостатков было разработано новое Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ № 1132 от 1 сентября 2007 г. Согласно этому Положению основу системы военкоматов составили военные комиссариаты в субъектах РФ и в муниципальных образованиях, а также объединенные военкоматы нескольких муниципальных образований.
С целью оптимизации структуры и состава военкоматов к 2009 г. реорганизации подверглись 1257 военных комиссариатов (около 60%), а за счет объединения их количество было сокращено на 662 единицы.
В зависимости от объема выполняемых задач военкоматы были разделены на разряды. Все военные комиссариаты стали иметь типовую организационно-штатную структуру и включать отделы (отделения) по основным направлениям их деятельности.
31 мая 2006 г. Указом Президента РФ В.В. Путина № 549 был учрежден профессиональный праздник «День сотрудников военных комиссариатов», который теперь отмечается 8 апреля.
Нет комментариев