-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα
Этот вымышленный портрет Гипатии Жюля Мориса Гаспара (фр. Jules Maurice Gaspard), первоначально служивший иллюстрацией к вымышленной биографии Элберта Хаббарда 1908 года, теперь стал, безусловно, самым знаковым и широко воспроизводимым её изображением[1][2][3].Дата рождения350/370 год (?)Место рожденияАлександрия, провинция ЕгипетДата смертимарт 415 годаМесто смертиАлександрия, провинция ЕгипетСтранаРимская империя→
Восточная Римская империяНаучная сфераастрономия, математика, механика, философияМесто работыАлександрийская школа неоплатонизмаНаучный руководительТеон АлександрийскийУченикиСинезий КиренскийИзвестна каксхоларх Александрийской школы неоплатонизма
Гипатия занималась конструированием астролябий и ареометров, но не изобретала ни того, ни другого, так как они уже использовались задолго до её рождения. Древние источники свидетельствуют о том, что Гипатия была широко известна и уважаема как язычниками, так и христианами и что она оказывала огромное влияние на политическую элиту Александрии. Ближе к концу своей жизни Ипатия консультировала Ореста, римского префекта Александрии, который находился в эпицентре политической вражды с архиепископом Александрии Кириллом. Из-за чего в городе среди черни начали распространяться слухи, обвинявшие её в том, что она мешала Оресту помириться с Кириллом, в итоге это привело к катастрофе, в марте 415 года нашей эры она была убита разъярённой толпой во главе с неким чтецом Петром[7][8].
Убийство Ипатии потрясло империю и превратило её в мученицу среди язычников, что привело к тому, что будущие неоплатоники, такие как Дамаский, стали крайне категоричными в своём противостоянии христианству. В эпоху Просвещения она стала символом оппозиции католицизму. В XIX веке европейская литература, особенно роман Чарльза Кингсли «Ипатия» 1853 года, романтизировала её как «последнюю из эллинов». В XX веке Ипатия стала рассматриваться как символ защиты прав женщин и предшественница феминистского движения. С начала XXI века смерть Гипатии стали связывать с разрушением Александрийской библиотеки производя серьёзнейшую путаницу касательно исторических событий, поскольку не производится различий между уничтожением библиотеки и языческого храма серапеума, который был уничтожен в ходе жесткого конфликта между язычниками и христианами, а также не учитывается факт того, что библиотека и александрийский серапеум, где одно время хранились книги, были разными учреждениями расположенными в разных частях города, к тому же, на тот момент в серапеуме уже давно не хранилось никаких книг и рукописей, а пустые шкафы из храма можно было видеть по всему городу, касательно судьбы самой библиотеки, то точно непонятно, когда она вообще была уничтожена, последние свидетельства о библиотеке датируются мусульманской эпохой, когда предположительно она окончательно была утеряна[9].
Разночтения в написании имени (Гипатия — Ипатия) связаны с фонетическими изменениями в древнегреческом языке (оформлявшимися в IV—V вв.), исчезновением густого придыхания в начале слова и итацизмом (классическое произношение — «Хюпатия», передаваемое ныне по-русски как «Гипатия»; византийское — «Ипатия»).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев