Это чувство, которое способно парализовать волю, но и пробудить энергию для преодоления. Оно содержит в себе как разрушение, так и созидание, как отсутствие, так и потенциал.
История цивилизации знает немало примеров, когда тоска становилась движущей силой. Люди всегда стремились заполнить пустоту, выстроить мосты между собой и миром, создать искусственные солнца, чтобы рассеять мрак как внутренний, так и внешний. Зимние праздники, такие как Рождество или Ханука, возможно, и возникли из глубин коллективного ощущения одиночества и беспомощности перед длинными ночами. Эти праздники — попытка согреть себя в самых буквальных и метафизических смыслах. Но их значение выходит за пределы частной эмоциональной терапии. Это акты сопротивления, попытка придать смысл времени, которое угрожает превратиться в пустоту.
Однако тоска не всегда бывает конструктивной. Её способность превращаться в отчаяние, подталкивающее к разрушению, столь же велика, как и её потенциал для вдохновения. Одна фотография из Детройта, где тени героиновых улиц обрисовывают судьбы людей, позволяет ощутить, как легко тоска перерастает в безразличие к себе и миру. Разрушение, порождённое попытками избежать боли, — это, пожалуй, самое трагическое следствие того, как человек порой неправильно обращается с этой силой.
Но разве не из тоски возникают и революции, и социальные потрясения? Желание свободы, справедливости, чего-то большего — это не что иное, как тоска по утраченной гармонии, тоска по миру, где возможно равновесие. Однако и здесь скрыт риск: если тоску утолять ложным величием, она способна превратиться в яд, питая мифы об исключительности и враждебности к иному. История полна примеров, когда революции, рождаясь из тоски, оканчивались её многократно умноженной.
Тоска — это не просто личное переживание, но и биологический механизм. Она стимулирует поиск. Когда человек томится, его мозг начинает искать новые пути: познания, творчества, взаимодействия. Величайшие произведения искусства и литературы часто рождались на почве глубокой внутренней неудовлетворённости. Эта способность человека — превращать боль в красоту — уникальна и таинственна. Тоска в этом смысле становится катализатором трансформации, придающим бессмысленному форму и содержание.
Ромен Гари писал, что его нервная депрессия была одновременно источником страдания и условием для занятия литературой. Это признание вскрывает парадокс тоски: она одновременно разъедает и питает. Быть может, именно в этом и заключается её главная роль — заставить человека обратиться внутрь себя, найти в пустоте источник силы.
Августин утверждал, что зло — это отсутствие любви. В этом свете тоска становится отсутствием связи, чувством утраты того, что не может быть найдено в материальном мире. Но именно это отсутствие и побуждает искать. Тоска по Богу, по смыслу, по целостности — это не просто переживание, это вызов и приглашение. Она делает жизнь трудной, но без неё мы были бы лишены глубины.
Таким образом, тоска — это не враг. Она — напоминание о том, что мы, как существа, заключённые в конечные тела, стремимся к бесконечному. Она указывает на пустоту, но также на то, что эту пустоту можно заполнить: любовью, творчеством, поиском истины. И в этом смысле тоска — не просто источник боли, но и способ движения к лучшему.
/Александр Иличевский/
декабрь 2024
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17
Мне очень созвучно определение Грина: Романтизм есть тоска по Несбыточному.
Кстати, многие подобные фамилии имеют несколько вариантов своего происхождения.
Слово древне- славянское. Много таких слов не существует в иных лексемах.
Вот, к примеру, не существует на иврите слова "совесть".
Это, как пример.
Или та же "тоска".
На иврите - неудовольствие, относящееся к отсутствию чего-либо.
Лингвистика - удивительный и многогранный мир.
Да, он из интеллигентной еврейской семьи.
Родился в Азербайджане.
В данный момент проживает в Израиле.
Пишет и романы, и эссе.
Рассказы и стихотворения.
Но ведь "благородство кровей" не столь важно.
Превыше всего то, что заложено в черепной коробке.)))
А он товарищ умный.
И, если можно так выразиться, хотя и "мимолётно", но всё же поцелованный Б-гом.
Доходят ли до Вас мои письма?
Будет печально, если пишу их "в пустоту".
Не могли бы выслать мне адрес Вашего Telegram?
Мне было бы надёжнее.
Надумаете, высылайте на мою почту, не сюда.
Наверняка в Telegram Вы, Spar ess, присутствуете.
Мои самые добрые и искренние пожелания Вам, дорогая!
Увы, не настолько хорошо знаю языки, а если откровенно, да вовсе не знаю.
Хорошо моим дочери и зятю.
Они даже фильмы смотрят в оригинале.
Благо дочь - переводчик. Да. "Толмач", ага.)))
У меня с этим "туго".
В чем вижу огромное упущение.
Ни школа, ни два высших образования не дали мне знаний иностранных языков. На моих факультетах они были второстепенными, если не сказать третьестепенными.
Приходилось общаться с иностранцами. Немцами, итальянцами, американцами, иудеями.
Но то было "смех сквозь слезы". Сейчас я уже "забила" (может зря).
Нейроны гибнут со скоростью света.
"Ни одно слово в английском не передает всех оттенков слова "тоска". В его наибольшей глубине и болезненности — это чувство большого духовного страдания без какой-либо особой причины. На менее болезненном уровне — неясная боль души, страстное желание в отсутствии объекта желания, болезненное томление, смутное беспокойство, умственные страдания, сильное стремление. В отдельных случаях это может быть желание кого-либо или чего-либо определенного, ностальгия, любовное томление. На низшем уровне тоска переходит в ennui, скуку."
(Владимир Набоков
из комментариев к переводу романа "Евгений Онегин"
1964
Как же я могла запамятовать, Штефан ?