Добродетель это или порок? В работе "Эйхман в Иерусалиме: банальность зла" политический мыслитель Ханна Арендт показывает, что именно глупость – намеренный отказ от мышления, составляет основу тоталитарных обществ. Адольф Эйхман состоялся как "архитектор Холокоста" потому что отказался мыслить. Он был "добродетельным": хорошо работал, знал инструкции, являлся экспертом в своей области, не рассуждая выполнял приказы. Чего не делал Эйхман? Он не думал о том, о чем и не должен был думать: об отдаленных последствиях своих поступков, о том, что будет после исполнения приказа. По мнению Xанны Арендт, тоталитаризм показал всю опасность безличного отношения к действию. Идея личного достоинства была исключена из требований, которые индивиды могли предъявлять к себе. Вместо этого была поставлена идеология, направленная на принижение индивида до роли "винтика" в системе.
Всё же неспособность мыслить и отказ от мышления - это разные вещи. Мог ли Адольф Эйхман делать выводы о последствиях своих действий? Мог. И не скрывал этого. Приговор Эйхману был вынесен на основании ДЕЯНИЯ, а не неспособности мыслить. Если человек не способен представить последствия своих действий, он не подлежит наказанию.
/Оксана Довгополова
на основе работы (книги) Ханны Арендт
"Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме"
1963/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев