Рубинштейн завораживала зал одним своим появлением. Артист балета и хореограф Михаил Фокин вспоминал: “Большой силы впечатления она добивалась самыми экономными средствами. Всё выражалось одной позой, одним жестом, одним поворотом головы. Зато всё было точно вычерчено, нарисовано.
Вот она стоит у двери, из которой сейчас выйдет её любовник. Она ждёт его всем телом. Вот она рассержена, озлоблена отъездом мужа. Это выражается в одном движении, когда он подходит, чтоб её поцеловать, а она отворачивается. Особенно значительным мне кажется момент, когда она стоит неподвижно в то время, как кругом идёт кровавое побоище. Смерть приближается к ней, но ни ужаса, ни страха. Величаво ждёт в неподвижной позе”.
Она не играла — она была. И даже по больничным палатам военных госпиталей, которые она содержала на личные средства, она не ходила, а, казалось, порхала. Удивительная, неповторимая Ида Рубинштейн, актриса и танцовщица, создательница совершенно особой эстетики.
Сколько бы она ни репетировала, какие бы художественные творения ни создавала, про её искусство не раз говорили: это слава, купленная за деньги. Она занималась благотворительностью, но её продолжали считать холодной и высокомерной. Станиславский назвал её самонадеянной “богачкой” и невеждой в искусстве.
Почему всё это не так, объясняет книга журналиста и писателя Виктора Борзенко. Факты о жизни, творчестве, проектах, индивидуальности и человечности этой женщины собраны и осмыслены в книге “Ида Рубинштейн”:
https://iskusstvo21.com/product/ida-rubinshtejn/
Нет комментариев