SB.BY ❤ Очень рада,что нашла @sbbytoday
и какие перемены им действительно необходимы⁉
Сейчас бы психологу говорить о политике, но когда там столько психологии... со всеми ее феноменами, закономерностями и процессами. Которые, как винтики: куда их повернешь, так народ и заживет. Политика может казаться сухой и неодушевленной, однако ж, она - очень про человека. Да даже в большей степени про человека, чем про что-то еще. Люди выражают свою позицию и в этом кажутся себе свободными. Не замечая, как успевают пробежать по всем капканам, что готовит психология человека. С этим и заканчивается вся свобода, когда у народа болит и бряцает.
А болит, на самом деле, много о чем. И едва ли все из этого могло бы поместиться в одну статью. Поэтому я предлагаю поразмышлять лишь над следующей зарисовкой:
В знак протеста он плюхнулся на дорогу и начал покатываться так интенсивно, словно боками мог стереть с лица земли всю мирскую несправедливость. Багровея от натуги и возмущения, он истошно кричал. Его не смущало ни наличие посторонних вокруг, ни грязный холодный асфальт под ним, ни то, что он давно вышел из того возраста, когда несогласие может проявляться таким образом.
Кого Вы представляете, читая эти строки? Сколько этому человеку лет? И о чем он так бордово негодует? Ребенок? Лет 7, который требует что-то свое? А вот и нет! В этот раз плашмя упал условный «Егор», и «нам уже сорок». И он тоже требует, но сам пока еще не до конца понимает что.
В психологической практике известно много случаев, когда взрослые, адекватные и сознательные люди на какое-то время превращаются в маленьких детей, когда ситуация затрагивает их личные болевые точки.
Несомненно, что человек может быть чем-то недоволен и выражать свою точку зрения, но когда белорусские протесты обрели сюрреалистичную окраску, невольно возникает вопрос – кто все эти люди, которые до этого не бегали хаотично по проезжей части, не ложились в лужу у входа на предприятие, не кричали так, словно их устами вопиют из преисподней, и не считали «похоронную вечеринку» чем-то очень забавным?
О безработных, домохозяйках, «зеленой молодежи» и неблагополучной части населения говорилось много. Но против чего бунтуют взрослые, обеспеченные, образованные и успешные люди? Так уж сложилось, что среди моих знакомых есть именно такие, и дух протеста вспыхнул в них не менее ярко, чем в случае с недовольным ребенком.
Что интересно - многие из них действительно имели достаточно непростые отношения со своими родителями, которые прибегали к авторитарному стилю воспитания. Еще в детстве они получили довольно болезненный опыт, когда и правда не удавалось отстоять собственные границы, приходилось встречаться с несправедливостью, тотальным контролем, подавлением, наказанием, страхом и потерей ощущения безопасности в семье, возможно, даже с жестокостью родителей и сильной обидой на них за все перечисленное.
Это люди, которые с малых лет знали, как это страшно – чувствовать себя беспомощным и неодушевленным предметом в чьих-то руках, когда старшие контролируют, не считаясь с важными потребностями и переживаниями своего ребенка.
И какими бы успешными и обеспеченными они ни выросли на сегодняшний день, детский опыт сделал этих людей особенно восприимчивыми ко всему, что так или иначе касается темы свободы, контроля, самовыражения. Им хорошо знакома боль несправедливости, и потому теперь становится крайне важно защитить от нее себя и других заодно. Даже в тех ситуациях, где в этом нет никакой необходимости.
В их душе очень живы воспоминания о своей детской беспомощности и страхе перед тем, кто сильнее. Поэтому теперь они особенно восприимчивы ко всему, что оценивают как возможную угрозу свободе. Любой намек на контроль и ограничения может вызвать бурный эмоциональный отклик и вовлечь такого человека в жесткое сражение за добро и справедливость.
И порой этот механизм становится настоящим «капканом», когда болезненные детские переживания вызывают у человека сильнейшую эмоциональную реакцию в настоящем, и его борьба обретает иногда сюрреалистичную или регрессивную форму.
К сожалению, обостренное чувство несправедливости делает таких людей уязвимыми к манипуляциям, где «капканы» расставляют намеренно, чтобы побудить к сопротивлению и конкретным действиям. Парадокс в том, что в этой борьбе за свободу и справедливость человек оказывается в плену чьих-то недобросовестных планов, которые никак не связаны с тем, за что он так искренне борется.
Так против кого же все-таки протестуют эти люди на митингах? Против режима и действующей власти или же против образа собственных родителей?
Справедливо отметить, что подобный механизм борьбы аналогичным образом закладывается и в тех, кто уже во взрослом возрасте столкнулся с болезненным опытом отношений с человеком, который подавлял, нарушал личные границы, прибегал к эмоциональному или физическому насилию, контролировал и тем самым закрепил отрицательный «образ власти» в сознании своей «жертвы».
С позиции психологии, вполне естественно, что любое напоминание о применении силы переносит этих людей к болезненным переживаниям из прошлого и страху, что нечто подобное может повториться. Таким образом, прошлый непростой опыт делает человека крайне уязвимым к намеренным провокациям на активную борьбу за справедливость. Особенно, если очень настойчиво обращать его внимание, что кто-то или что-то угрожает безопасности для него самого или общества в целом.
Не с этими ли фантомами из своего прошлого борется часть людей из толпы, митингуя с бчб-флагами на акциях протеста «за свободу и незалежнасць»?
Возможно, происходящее вокруг и правда подсказывает, что людям нужны перемены, но не в правительстве, а в первую очередь в жизни каждого конкретного человека, которого прошлый горький опыт толкает бунтовать на улицах так, словно ему снова 12…
И в данном случае, единственный путь к свободе лежит через психологическую работу с собой, своими детскими переживаниями или другим болезненным опытом, которые продолжают влиять на поведение человека до сих пор, делая его по-настоящему несвободным.
Алена Дзиодзина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев