ИНФРАСТРУКТУРА
Развитие береговой инфраструктуры в бухте Петра Ильичёва изначально не предусматривалось, так как бригада была плавающей и береговых штатов не имела. Но суровые климатические условия, проблемы с регулярностью доставки на корабли продовольствия, вещевого и шкиперского имущества с центральных складов Камчатской военной флотилии вынуждали командование бригады создавать запасы продовольствия, вещевого и шкиперского имущества и условия для их хранения в районе базирования кораблей, часто, в нарушение указаний и распоряжений вышестоящего командования. Ситуация кардинально поменялась, когда осенью 1964 года был объявлен приказ министра обороны, которым предписывалось в частях, соединениях, объединениях родов и видов Вооруженных Сил создавать подсобные хозяйства, фермы, совхозы, чтобы получать дополнительные продукты питания для армии и флота.
Силами личного состава бригады, при поддержке, вначале, инженерного отдела, а затем - отдела капитального строительства флотилии, используя так называемый «хозяйственный» способ строительства, на берегу были построены хранилища овощей, шкиперского и вещевого имущества, холодильник, помещения подсобного хозяйства (свинарник на 300 голов), гаражи и ремонтный бокс автохозяйства. В последующие годы был построен учебный центр, здание штаба, кафе, КПП, спортивная площадка.
Их строительство было делом чести каждого командира бригады.
При комбриге капитане 1 ранга В. А. Чаркине было построено овощехранилище, где практически всю зиму хранились запасы овощей для всей бригады.
При комбриге капитане 1 ранга П. П. Гусеве был построен холодильник на 40 тонн для хранения свежего мяса, рыбы, масла. Силами личного состава бригады был построен гараж и несколько автомобильных боксов, кладовая ЗИП.
В распоряжении бригады был небольшой автопарк, что снимало проблему доставки оборудования и запасных частей на корабли.
При комбриге капитане 1 ранга М. П. Хронопуло на берегу установили финское отапливаемое хранилище, где помещалось шкиперское и вещевое имущество. В этот же период был построен большой свинарник, что позволило снять проблему обеспечения личного состава кораблей свежим мясом.
Ответственными за содержание береговых объектов назначались отлично себя зарекомендовавшие, с хорошими организаторскими способностями, старшины (мичманы). При комбриге капитане 1 ранга М. П. Хронопуло за содержание овощехранилища и холодильника, своевременную выдачу на корабли продовольствия, хранящегося в них, отвечал мичман Н. Н. Исачков. Ответственным за автотранспорт был назначен мичман Г.И. Ковтун. За подсобное хозяйство отвечал мичман П.С. Семенов, ветеран бригады, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина.
При комбриге капитане 1 ранга Храмцове М.П. ответственным за автопарк и гараж на 20 машин был назначен мичман В. Слатин. В дальнейшем его сменил мичман Н. Л. Дудукалов.
Подсобным хозяйством продолжал заниматься мичман П. Н. Семёнов. Для того, чтобы на столе у личного состава была свежая рыба, на бригаде организовали её заготовку. Заготовкой рыбы занимался мичман Н. Л. Дудукалов и мичман М.Ф. Мороз. За содержание овощехранилища и холодильника, своевременную выдачу на корабли продовольствия, хранящегося в них, отвечал мичман Г.М. Глушко – штатный начальник продовольственной службы плавучей мастерской «ПМ-25». Продовольствие бригады было для него дополнительной и весомой нагрузкой, если учесть, что ежегодно на зиму закладывались 300 тонн картофеля, морковь, свёкла, солёная капуста. Для засолки капусты были изготовлены и врыты в землю три больших чана. И основную, штатную, и эту, дополнительную работу он выполнял хорошо.
Гордостью бригады стал учебный центр с учебными классами и тренажерами. Строительство учебного центра, как и других объектов, было поручено мичману П. Н. Мелю. С этим заданием командования бригады он справился на - отлично.
В своих воспоминаниях капитан 1 ранга Храмцов М. П. отмечает «…самой главной фигурой на стройке, на мой взгляд, был мичман Мель Пётр Николаевич. Это был патриот стройки, душа строительного коллектива… он был фронтовик, участник Великой отечественной войны… Мель не был назойлив, не давал ни каких вводных командованию бригады, а просто строил…».
На первом этаже учебного центра разместились учебные классы (штурманский, ракетно-артиллерийский, минно-торпедный), учебные классы с паросиловыми и газотурбинными агрегатами и действующие тренажёры. Заведующими учебными классами, лабораториями и тренажёрами в разные годы назначались хорошо себя зарекомендовавшие старшины (мичманы), такие как мичман Перчик В.А. о котором ГК ВМФ при очередном посещении бригады и учебного центра сказал «…Я вас знаю. Это не учебные классы, это-академия…», заведующий лабораторией старший мичман Гизатуллин М.Х., заведующий тренажёром «Атака» и по совместительству флагманский музыкант (нештатный руководитель духового оркестра бригады) старший мичман Решкин В.М.
Оборудованием учебных классов и тренажёров образцами вооружения и техники занимались практически все флагманские специалисты бригады — Ю. М. Халиуллин, Б. И. Марченко, С. С. Зайцев, М.А. Кацнельсон, и др. Активно привлекались к этим работам офицеры и мичманы «ПМ-25".
По мере прибытия на бригаду кораблей с новой техникой и вооружением обновлялись и кабинеты учебного центра, что позволяло, не снижая темпа боевой подготовки, переучивать экипажи кораблей для безаварийной эксплуатации техники и вооружения.
На втором этаже учебного центра разместился большой актовый зал на 300 мест, в котором проводились партийные и комсомольские конференции, а летом бесплатно показывали кинофильмы для детей посёлка Завойко.
Повседневное медицинское обеспечение личного состава кораблей осуществлялось штатной медицинской службой на пунктах медицинской помощи (ПМП) кораблей. В разные годы начальниками медицинских служб кораблей служили Анискин М.Г, Ашейчик В.Я, Багненко, Берке С, Боричев, Бабенко, Булгатов С.А., Ганиев, Гришаев Л.И., Гордеев А.М., Денисенков И., Крупцов А.А., Кувшинников, Кульчитский, Лакаев А.П., Мищенко, Пожидаев В., Пушкин, Раев, Рудой В.В., Сикорский, Савельев Е.А., Савельев, Токарев В.А., Хилобокий В.П, Черепанов И.Г., Шанюк.
При необходимости вызывался дежурный врач по гарнизону на санитарном автомобиле для транспортировки заболевшего в госпиталь. В целях улучшения медицинского обеспечения при учебном центре был построен медицинский отсек, в котором был развернут кабинет дежурного врача, операционно-перевязочный блок, рентгенкабинет, зубоврачебный кабинет, кабинет зубопротезирования, лаборатория для производства анализов и учебный класс. Зубными врачами работали в разное время капитан м/с Гордеев А.М, ст. л-т м/с Гольдштейн И.Д., м-н Тошкулов. Зубным техником успешно работал мичман Данченко А.Ф. Первичным оборудованием и оснащением кабинетов медицинского отсека руководил флагманский врач бригады майор м/с В.В. Рудой при активном участии начальников м/с кораблей. В дальнейшем эту работу продолжили флагманские врачи бригады Анискин М. Г, Хилобокий В.П., Крупцов А.А., Лакаев А.П. и другие. Оснащение кабинетов позволяло ежедневно проводить амбулаторный прием личного состава кораблей, на которых в тот момент отсутствовали врачи (отпуск, учеба, дежурство в госпитале). В операционно-перевязочном блоке проводились мелкие амбулаторные операции, накладывались гипсовые повязки и т.д. С большой нагрузкой работали зубоврачебный и зуботехнический кабинеты, особенно в период подготовки кораблей к длительному плаванию. На базе имеемых кабинетов ежегодно проводилась диспансеризация офицерского и мичманского состава с приглашением специалистов поликлиники и госпиталя. Здесь же, в здании учебного центра, находился и музей бригады.
Здание штаба изначально и не планировалось, так как бригада была плавающая, и офицеры штаба размещались на кораблях. Это вызывало большие неудобства. Поэтому, решение о строительства здания штаба не вызвало особых возражений. Мичман Мель П.С. отвоевал у моря участок акватории, забил сваи и стал строить здание штаба. Внизу, в здании штаба, рядом с КПП был построен магазин, который пользовался большой популярностью у личного состава бригады. Закончив строительство штаба, мичман Мель пристроил к штабу ещё одно 2-х этажное здание, получился Г-образный комплекс. В новом здании на первом этаже оборудовали кафе на 100 мест, на втором этаже разместились помещения партийного учёта, помещения для офицеров политотдела, кабинеты комбрига, начальника штаба, заместителя комбрига по ЭМЧ, тактический кабинет.
В последующие годы командиры бригады капитаны 1 ранга Никонов В.Н., Темерев Н.И, Островский Д.Д, Войтов Ю.Н. поддерживали, совершенствовали и развивали созданную их предшественниками береговую инфраструктуру бригады.
Командование ВМФ и Камчатской военной флотилии уделяло большое внимание становлению и развитию бригады, поддержанию высокой боевой готовности кораблей. Все понимали, что это залог качественного выполнения главной задачи бригады — обеспечения развертывания сил и средств 2-й флотилии атомных подводных лодок.
Не менее двух раз в год главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков или его заместители (1-й заместитель ГК ВМФ Н.И. Смирнов, начальник ПУ ВМФ П.Н. Медведев, заместитель ГК ВМФ по БП Г.А. Бондаренко, заместитель ГК ВМФ по ПЛО Н.Н. Амелько) при инспектировании Камчатской военной флотилии посещали 173 БрПлК. Главкома ВМФ интересовало все — вопросы улучшения береговой инфраструктуры, поддержание высокой боевой и технической готовности кораблей, качество пищи на столах матросов.
Адмирал М. П. Хронопуло вспоминает: «При посещении учебного центра комиссией главкома ВМФ после его открытия особое впечатление на С. Г. Горшкова и сопровождающих его лиц произвел кабинет артподготовки, в котором была установлена турельная артиллерийская установка. Обучение личного состава экипажей кораблей велось с применением светозвуковых эффектов и было максимально приближено к боевым условиям. Главком ВМФ не удержался и сам провел учебный бой. После обхода других кабинетов, в том числе с паросиловыми и газотурбинными агрегатами, Главком ВМФ высоко оценил работу учебного центра бригады». В дальнейшем командование ВМФ не раз отмечало важную роль учебного центра в поддержании высокой боевой и технической готовности 173 БрПлК.
Высокое качество технической готовности кораблей бригады обеспечивали плавучая мастерская «ПМ-25» и плавучий завод «Горняк», стоявшие рядом с боевыми кораблями. Они не только оказывали существенную помощь кораблям при проведении плановых ремонтов, но и впервые в ВМФ совместно с экипажами кораблей стали проводить текущие ремонты паросиловых сторожевых кораблей.
Историческая справка
ПМ-96 (затем ПРЗ-1 Горняк) - бывший японский транспорт (рудовоз) водоизмещением 16000 тонн, потопленный в 1945 году в Корее вместе с 2 систершипами. После войны они был подняты АСС ТОФ в качестве трофея. С созданием в 1945 году Камчатской военной флотилии крайне остро возник вопрос о создании непосредственно на Камчатке судоремонтной базы. Нельзя было мириться с тем, что корабли флотилии для ремонта ходили во Владивосток.
Учитывая, что строительство в условиях Камчатки не могло быть скорым, Главнокомандующий ВМФ в апреле 1957 года принял решение о создании плавучей мастерской, которая стала бы основой предприятия до строительства цехов на берегу. Для этой цели было решено использовать трофейный транспорт «Горняк», поднятый АСС ТОФ в 1945 году. Переоборудование проходило во Владивостоке на СРЗ-178 в 1959 году.
27 августа 1959 года трофейный транспорт «Горняк» был введен в строй в качестве плавучей мастерской ПМ-96 «Горняк».
5 сентября 1959 года в 16-00 плавучая мастерская ПМ-96 – «Горняк» отшвартовалась на постоянное место базирования в бухте Крашенинникова у 100-метрового причала рыболовецкого колхоза им. И.В. Сталина и стала основой будущего 49 СРЗ ВМФ.
В 70-х годах прошлого столетия ПРЗ-1 «Горняк» был переведен в бухту П. Ильичёва и отшвартован к 1-му причалу, по соседству с кораблями 173 бригады. Он продолжал входить в структуру СРЗ ВМФ и непосредственно подчинялся 49 СРЗ. Плавучий ремонтный завод все годы становления и развития 173 бригады оказывал существенную помощь кораблям бригады в поддержании высокой технической готовности.
В 1971 - 1972 году не на заводе, а в условиях бригады силами «ПМ- 25» и личного состава сторожевого корабля «Лунь» был проведен плановый ремонт с заменых трубных систем котлов, ремонт вспомогательных механизмов. Впервые, без постановки в завод, проведено вскрытие, чистка, покраска главных турбин ТВ-9. При этом было сэкономлено более 600 тысяч рублей. Сроки были жесткими, но ремонт закончили в срок и корабль вошел в состав сил постоянной готовности в установленное командованием бригады время.
Руководил работами командир БЧ-5 сторожевого корабля «Лунь» старший лейтенант — инженер Ю. М. Халиуллин.
В своих воспоминаниях Адмирал Флота И. М. Капитанец (командующий Камчатской военной флотилией в 1973 —1978 годах) отмечает: «Изучив обстановку на флотилии, я уяснил, что определяющим в ее боевой готовности являлось техническое состояние оружия, боевых и технических средств кораблей. Ремонтная база на флотилии не соответствовала предъявляемым требованиям, и ее приходилось совершенствовать руками командиров соединений и начальников отделов штаба и тыла. В каждой бригаде кораблей были созданы судоремонтные мастерские, которые выполняли межпоходовый ремонт, а на 173 БрПлК — даже текущий ремонт сторожевых кораблей...».
К 1968 году военными строителями был построен новый пирс (пирс № 6) в бухте Раковой для обеспечения торпедным оружием эсминцев 173 бригады.
Летом 1976 года в районе базирования бригады была создана новая ремонтная база. В бухту Раковая был переведен плавучий док ТПД-7. С этим плавучим доком была передислоцирована и плавмастерская ПМ-28, которая совместно с ПМ-25 обеспечивала как доковые, так и ремонтные работы не только кораблей нашей бригады, но и дизельных подводных лодок 185-й ОБПЛ (бухта Бечевинская) и 181-й ОБПЛ (г.Магадан). Подводные лодки магаданской 181-й ОБПЛ ежегодно приходили на зимовку на Камчатку. Базировались они где придется; то у нового пирса в бухте Ильичева, то у пирсов бригады. Постоянно возникали трудности с бытовыми условиями (помывка л/с, стирка белья и т.п.). КВФ плохо решала эти проблемы, но подводников выручали корабли бригады, ПМ-25. С появлением еще одной ПМ стало намного легче.
По инициативе заместителя командира бригады по электромеханической части капитана 2 ранга – инженера Халиуллина Ю.М. силами личного состава плавмастерской «ПМ-25» было построено 2-х этажное здание береговой ремонтно-технической станции (БРТС) для проверки и ремонта топливной аппаратуры газотурбинных кораблей пр.1135. После подготовки специалистов и получения лицензии от завода-изготовителя на выполнение таких работ, проверка и ремонт топливной аппаратуры ГТУ кораблей пр. 1135 проводилась на месте, без отправки в г. Владивосток. В дальнейшем на БРТС бригады проводился ремонт топливной аппаратуры и с газотурбинных кораблей 114 БкОВР.
Важную роль в подготовке и техническом обслуживании тор¬педного вооружения кораблей бригады и флотилии выполняла бомбо-торпедная мастерская «Богдан Хмельницкий», стоявшая у одного пирса с «ПМ-25» и находившаяся в оперативном подчинении минно-торпедного отдела флотилии.
Историческая справка
БТМ «Богдан Хмельницкий» — бывший немецкий теплоход Frida Horn, полученный СССР после войны в качестве трофея.
Frida Horn — теплоход судоходной германской компании «Horn, H C» из Гамбурга был построен в сентябре 1925 года на судостроительной верфи Flensburger Schiffsbau-ges во Фленсбурге (строительный № 397). Теплоход был назван «Frida Horn», в честь дочери владельца судоходной компании. Все помещения были отделаны красным деревом. По легенде, при закладке теплохода в укромном месте была расклепана золотая заклепка определенной массы. Все годы, вплоть до списания теплохода, желающие пытались найти эту заклепку. Но, увы, легенда о золотой заклёпке так и осталась легендой!!!
Перед началом Второй мировой войны теплоход Frida Horh находился в гавани Порт-оф-Спайн (Тринидад). Получив указание о возвращении в Германию, судно северным маршрутом через Нарвик прибыло в Гамбург и было включено в состав транспортов военно-морских сил Германии.
В 1941 году теплоход использовался в Киле в качестве учебного судна торпедной школы. В конце войны, в мае 1945 года, судно находилось в Нейштадте. В феврале 1946 года теплоход по репарации был передан СССР, получил название «Богдан Хмельницкий» и был включен в состав БГМП.
По некоторым данным, «Богдан Хмельницкий» был переоборудован в плавбазу Балтийского флота. В дальнейшем теплоход был переведен по Северному морскому пути на Тихоокеанский флот. Вот как описывает этот переход участник перехода старшина команды трюмных ст.1ст. сверхсрочной службы Дроган Петр Титович, отец капитана 1 ранга Дрогана Владимира Петровича, служившего на бригаде в 70-80 годах прошлого столетия:
«…28 июля 1948 года в 10.00 на корабль, стоящий на рейде в Купеческой гавани г. Таллина прибыли Начальник ГШ ВМФ адмирал Головко и командующий 8-м ВМФ (Северным Балтийским) контр-адмирал Зозуля для прощания с экипажем и напутствием "...хранить традиции Балтийского флота!".
04 августа 1948 года вышли в поход Северным морским путем через г. Роста, где произвели ремонт и заодно погуляли в местном ресторане, где пять матросов, верных традициям БФ, устроили пьяную драку, двое матросов-трюмных сильно пострадали. В Северном море встретили плавающую мину, которую подорвали. В Карском море сели на мель, но в прилив смогли сойти сами. В море Лаптевых на двое суток вышел из строя главный дизель, корабль затерло льдами. Несмотря на сильный мороз, шел снег и корабль быстро обледенел. Потеряли один якорь вместе с якорь-цепью. Толщина льда была до четырех метров, один ледокол не справлялся. Потом подошел второй ледокол, изменился ветер и вышли на чистую воду. Во льдах обеспечивали переход ледорез Литке, ледоколы "Капитан Белоусов" и "Адмирал Макаров". Личный состав был неподготовлен и тяжело переносил тяготы похода, многие болели, но все выдержали и никого не потеряли.
26 августа вошли в Баренцево море и 27 сентября пришли в Петропавловск-Камчатский. На Камчатке пополнили запасы и продолжили следование в главную базу 7-го ВМФ – порт Советская Гавань. 05 октября 1948 года зашли в Советскую Гавань, где и закончили поход.».
В начале 70-х годов БТМ «Богдан Хмельницкий» базировался на Камчатке, на причалах бухты Петра Ильичева и использовался в качестве мастерской по подготовке и техническому обслуживанию минно-торпедного вооружения кораблей Камчатской военной флотилии.
Вопросы борьбы за живучесть в условиях, приближенных к реальным, отрабатывались экипажами кораблей на учебно-тренировочном судне «УТС-27».
В оперативном подчинении командования и штаба бригады находились торпедолов «ТЛ-524» (с 1986 года — «ТЛ-1597») и катера типа ПСК.
Во второй половине 1980-х годов вместо плавучего понтонного пирса морской инженерной службой флотилии был построен бетонный причал. Все причальные сооружения были оборудова-ны инженерными системами для заправки кораблей топливом и водой. Корабли имели гарантированную возможность получать электроэнергию с берега.
В непосредственной близости от места базирования кораблей, в посёлке Завойко, проживали офицеры, мичманы, служащие бригады и других соединений Камчатской военной флотилии.
Посёлок Завойко. Историческая справка.
В царской России посёлок с аналогичным названием находился на территории современного Елизовского района. В 1924 году этот посёлок был переименован в г. Елизово.
Ещё в начале 20-х годов XX века на полуостров Изменный (с 1959 года – полуостров Завойко) добраться можно было только на лодке, а зимой, когда вставал лед, пешком по льду. На месте современной дороги, которая сейчас связывает полуостров Завойко с материком, раньше было болото.
Начало строительства посёлка Завойко на полуострове Изменный (с 1959 года – полуостров Завойко) в середине 30-х годов прошлого столетия совпадает с началом строительства на полуострове береговой артиллерийской батареи на мысе Изменном (в дальнейшем – мысе Завойко) на восточном побережье Авачинской губы и размещением на полуострове в конце 40-х – начале 50 – х годов новых военно-морских соединений и береговых объектов Камчатской военной флотилии.
На первом этапе строили казармы для военнослужащих. Первые казармы появились в так называемом Старом Завойко. Для офицеров и их семей строились дома. Первые дома находились на улице Петра Ильичёва, это дома №7,30,45. В одной квартире проживало 2-3 семьи.
Основное развитие посёлка пошло в конце 50-х - начале 60-х годов, в связи с интенсивным пополнением 173 БЭМ, 114 БКОВР кораблями и развитием береговых объектов КВФ. Одновременно с развитием береговой инфраструктуры, строительством жилых домов, создавалась инфраструктура для комфортного проживания семей военнослужащих — магазины, ателье, школа, детский сад, библиотека, кинотеатр, клуб.
Поселок с городом Петропавловск-Камчатский связывал автобусный маршрут № 13.
В 1951-1958 годах от Копая, от " баночки," до п/острова Завойко, тогда ещё п/остров Изменный, добирались на лодке "НЕВА ", которую приобрели для первых жителей полуострова, офицеров и их семей.
В 1970-1980 годах уже от причала жестяно-баночной фабрики (ЖБФ) до причала полуострова Завойко годах курсировал катер («БАЗАЛЬТ», «ПАВЕЛ БАЖОВ», «ЧАЙКА»).
Практически до середины 1980-х годов поселок Завойко был военным гарнизоном и имел статус Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).
В начале 1990-х годов поселок Завойко стал районом города Петропавловск-Камчатский.
В настоящее время в посёлке 2 улицы и 37 домов: Улица Петра Ильичёва, которая носит имя Героя Советского Союза Петра Ильичёва и Улица Обороны 1854 года, названная в честь героической обороны города Петропавловска от англо-французской эскадры. Улица Обороны 1854 года появилась в конце 80-х годов.
В последние годы поселок Завойко оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, новая стела на въезде — в ее строительстве принимали активное участие местные жители. Стела возведена 25 августа 2012 года и соединила прошлое с настоящим на знаменитой «завойкинской» развилке. В основание стелы были положены камни, принесённые жителями посёлка.
Каждый житель имел возможность замуровать колбу с пожеланиями грядущим поколениям. Каждый участник строительства получил диплом.
Приведены в порядок ветхие дома-пятиэтажки, детские площадки. Появились новые магазины, на территории поселка, где был стадион, построена новая средняя общеобразовательная школа (СОШ). Новая школа носит имя губернатора В.С. Завойко. 12 февраля 2011 года в фойе СОШ № 17 в торжественной обстановке был установлен бюст губернатора В.С. Завойко.
Старые двухэтажные дома постройки 1950 — 1960-х годов снесли в 2013 году. В старом здании школы № 17 до 2012 года оставалась береговая база, но ее расформировали. В настоящее время в этом здании находятся подразделения минно-торпедной службы бывшей Камчатской военной флотилии.
Исчезла огром¬ная свалка отходов на склоне, спускающемся к океану. Чистый склон зарос травой, а рядом с ним сделали детскую площадку.
А вот клуб совершенно разрушился, библиотека закрыта. Подходить к этим развалинам опасно для здоровья.
В бухте Петра Ильичева от советских времен осталась обширная пирсовая зона. Та же основная дорога, по которой приезжает в поселок Завойко автобус № 13, сначала идет вверх, потом имеет затяжной спуск как раз к пирсам.
Есть еще трап к пирсам, но он запрятан в зарослях и почти развалился. Ходить по нему опасно.
Перед спуском к причалам бригады вместо леса теперь гаражи, деревянные сарайчики жителей микрорайона, одним словом — «шанхай».
Береговая инфраструктура в бухте Ильичева, созданная в 50 — 90-е годы 20-го века, медленно разрушается: нет КПП, дорога — сплошные выбоины, здание учебного центра требует ремонта, штаб бригады — на консервации...
И все же!
«Хочется надеяться, что все то, что было построено, в том числе и силами личного состава, будет вновь востребовано и новые корабли продолжат славные традиции 173-й бригады в со-ставе родного Тихоокеанского флота» — так написал капитан 1 ранга в отставке Анатолий Куминов, в 1970-х годах командир БЧ-4 эсминца «Возбужденный», на своей страничке в Интернете.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
В 1998 году береговые постройки и пирс №1 в бухте Раковая переданы 28 СРК. который перебазировался от пирса № 6 на место стоянки плавучего ремонтного завода «Горняк».
Историческая справка
В 1993 году был создан 28 СРК (судоремонтный комплекс), в него вошли ПМ:129,156,15,97,28 и плавучий док ТПД – 7 с местом стоянки у причала №6 бухты Петра Ильичева. Командиром 28 СРК был назначен капитан 3 ранга Вождаев Александр Николаевич. Задачи: ремонт кораблей КВФ.
С начала 2000 годов на стоянке боевых кораблей 173 БрРК (пирс 2,3) базируются теперь суда 438-го отдельного дивизиона спасательных судов и 84-й бригады судов обеспечения. Там же находятся в отстое и ветераны вспомогательного флота
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ.
ПЕРВЫЕ ШАГИ.
8 октября 2014 года КИК «Маршал Крылов» вышел из Петропавловска-Камчатского во Владивосток для глубокой модернизации. На «Дальзавод» корабль прибыл 17 октября. Предполагаемый ремонт с модернизацией позволит кораблю продлить не только срок службы, но и еще интенсивнее применять его в целях обеспечения военной и космической деятельности страны. Также модернизация систем корабля позволит использовать КИК «Маршал Крылов» в интересах космодрома «Восточный». В июне 2016 года по плану модернизации, для дальнейшей замены, с корабля был демонтирован радиопрозрачный сферический кожух («шарик»). Осенью 2018 года ремонт и модернизация были завершены, корабль начал ходовые испытания, которые завершились в октябре 2018 года.
На настоящее время корабль является единственным КИК из восьми построенных ранее кораблей, остающимся в строю ВМФ России и способным работать с космическими и межконтинентальными объектами. По сообщению прессы, командование Тихоокеанского флота планирует переквалифицировать корабль в корабельный пункт управления. По состоянию на декабрь 2019 года корабль входит в состав 114 бригады ОВР.
В 2017 и 2018 годах в состав 114 бригады кораблей ОВР включены новейшие корветы 2 ранга” Совершенный” и” Громкий” проекта 20380 Амурского ССЗ. Это первые крупные надводные боевые корабли, поступившие в состав ТОФ в его современной истории. На сегодня оба корвета временно несут службу во Владивостоке в связи с началом строительства новой базы для 114 бригады ОВР, в том числе с причальной инфраструктурой и линиями обеспечения для базирования корветов.
Всего планируется построить причальную стенку для базирования крупных НК и судов обеспечения, а также установить до 5 плавпричалов способных обеспечить базирование разных единиц со всеми линиями снабжения. Известно о строительстве нового здания штаба бригады, казарменного фонда и других комплексов для ее развертывания.
Июль 2020 года. Информация пресс-службы ТОФ:
«…в бухтах Ильичева и Завойко специалисты приступили к установке новых плавучих причалов ПМ-61м1, изготовленных в Приморском крае на судостроительном заводе "Восточная верфь". Современные плавпирсы доставлены из Приморья буксирами предприятия для замены прежних, уже выслуживших установленный срок", - говорится в сообщении.
Технические работы ведут специалисты отдела морской инженерной службы ТОФ и отделения плавучих причалов объединенного командования войск и сил на северо-востоке России. Новые причалы имеют длину 36 м, ширину 8,2 м, толщину бортов - 6 мм, палубы - 8 мм, шесть водонепроницаемых переборок, осадку - 0,4 - 0,6 м. Обеспечивают одновременную стоянку двух кораблей водоизмещением свыше 5000 т, а также подачу с берега на корабли воды, пара, воздуха высокого давления и электроэнергии...»
29 декабря 2020 года в Санкт-Петербурге состоялась церемония подъема Военно-морского флага на головном корвете проекта 20385 "Гремящий" (заводской номер 1005), построенном на ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (в составе АО "Объединенная судостроительная корпорация"). Церемония была проведена под руководством Главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова. В ней приняли участие генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов и генеральный директор проектанта корабля ПАО "Центральное конструкторское бюро "Алмаз" Александр Шляхтенко. На церемонии был зачитан приказ главкома ВМФ России о зачислении корабля "Гремящий" в состав Военно-Морского Флота. Он пополнит надводную составляющую сил Тихоокеанского флота и вскоре совершит переход к постоянному месту базирования в город Петропавловск-Камчатский.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 11
комод. Машинистов турбинистов Гл. Старшина Иванов А.В. Старшина Машинной Команды Мичман Грамчук В.И. Командир БЧ-5 Кап. Л-т Леонов С.И. Пом-к Командира Корабля Чирков В. (До 11.11. 84. Затем с января 85 ст.л-т Загреба) Контролировал процесс закрытия панциря и крышки турбины сам Главный инженер КВФ Голубятников. Бывший К-р БЧ-5 СКР "ЛУНЬ"
Не обошлось и с аварией
При установке раздвижного упора между фундаментом турбины и панцирем для совмещения лопаток статора и ротора , сорвалась пятка упора, и упала между пучками трубок охлаждения Гл. Холодильника. Доставать пришлось мне, протиснулся в холодильник, тогда я был ещё стройным, но ничего не нашел. П...ЕщёЕщё один момент СКР "ЛУНЬ" .летом 1984 впервые на бригаде было выполнена заводская работа силами личного состава машинной команды по ППО иППР главных турбин ТВ-9 Вскрытие, осмотр,чистка, покраска, замена угольных уплотнений, и бабитовых вкладышей упорных и опорных подшипников. Активное участие в ремонте принимали
комод. Машинистов турбинистов Гл. Старшина Иванов А.В. Старшина Машинной Команды Мичман Грамчук В.И. Командир БЧ-5 Кап. Л-т Леонов С.И. Пом-к Командира Корабля Чирков В. (До 11.11. 84. Затем с января 85 ст.л-т Загреба) Контролировал процесс закрытия панциря и крышки турбины сам Главный инженер КВФ Голубятников. Бывший К-р БЧ-5 СКР "ЛУНЬ"
Не обошлось и с аварией
При установке раздвижного упора между фундаментом турбины и панцирем для совмещения лопаток статора и ротора , сорвалась пятка упора, и упала между пучками трубок охлаждения Гл. Холодильника. Доставать пришлось мне, протиснулся в холодильник, тогда я был ещё стройным, но ничего не нашел. Пятка упала на дно. В итоге принято решение оставить ее . 20.08.84г. после сборки турбин и трубопроводов, проведена паровая проба, после устранения мелких замечаний, СКР 'ЛУНЬ" вновь был в строю. Были благодарности участникам, а мне 10 суток отпуска с выездом на родину в Ноябре 1984 года.
Как проходило вскрытие главных турбин ТВ-9 вспоминает командир отделения машинистов-турбинистов Иванов Андрей:
«…летом 1984 года на бригаде силами личного состава машинной команды СКР «Лунь» было выполнена заводская работа по вскрытию, осмотру, чистке, покраске, замене угольных уплотнений и баббитовых вкладышей упорных и опорных подшипников главных турбин ТВ-9. Активное участие в ремонте принимали ко...ЕщёАндрей! Спасибо за дополнение. Уже внес его в основной текст но с небольшой корректурой. Летом СКР пр.50 СКР «Лунь» стал на плановый навигационный ремонт со вскрытием главных турбин ТВ-9 и с готовностью к выходу в море 120 часов. Обычно для выполнения такого рода работ корабль ставят к стенке СРЗ. В данном случае было принято решение вскрытие главных турбин выполнить силами специалистов корабля. Более десяти лет назад на этом корабле уже выполнялись такие работы, но привлекались и специалисты ПМ-25. Руководил тогда работами старший лейтенант-инженер Халиуллин Ю.М, командир БЧ-5 корабля.
Как проходило вскрытие главных турбин ТВ-9 вспоминает командир отделения машинистов-турбинистов Иванов Андрей:
«…летом 1984 года на бригаде силами личного состава машинной команды СКР «Лунь» было выполнена заводская работа по вскрытию, осмотру, чистке, покраске, замене угольных уплотнений и баббитовых вкладышей упорных и опорных подшипников главных турбин ТВ-9. Активное участие в ремонте принимали командир отделения машинистов – турбинистов главный старшина Иванов А.В., старшина машинной команды мичман Грамчук В.И., командир БЧ-5 капитан-лейтенант Леонов С.И., помощник командира корабля старший лейтенант Чирков В.В. Контролировал процесс закрытия панциря и крышки турбины главный инженер КВФ капитан 3 ранга Голубятников С.Н. До 1983 года Голубятников С.Н. был командиром БЧ-5 на этом корабле и выполнение таких работ ему было знакомо.
При выполнении работ не обошлось без досадных промахов. Так, при установке раздвижного упора между фундаментом турбины и панцирем для совмещения лопаток статора и ротора, сорвалась пятка упора и упала между пучками трубок охлаждения главного холодильника. Доставать пришлось мне, протиснулся в холодильник, тогда я был ещё стройным, но ничего не нашел. Пятка упала на дно. В итоге было принято решение оставить ее. 20 августа, после сборки турбин и трубопроводов, проведена паровая проба. После устранения мелких замечаний СКР 'ЛУНЬ" закончил навигационный ремонт в плановые сроки. Участникам работ были объявлены благодарности, а мне - 10 суток отпуска с выездом на родину, чем я и воспользовался в ноябре месяце…».