Страница первая.
С бурятского «Досатуй» переводится как «долина цветов». А ведь и в самом деле, какая для глаз красота с ранней весны и до поздней осени нас окружает! Не успеет сойти снег появляется ургуй, чуть позже склоны сопок окутывает розоватый туман - это цветет чернослив (дикий абрикос), а в оврагах и лощинках расцветает марьин корень, а за ним желтый мак, красные саранки, шиповник, лен, жарки, колокольчики, ромашки…Каждый месяц степь меняет свои яркие цветочные наряды. И среди такой вот красоты расположился наш поселок Досатуй.
Но есть ещё один источник, который утверждает, что Досатуй означает «до пади Сатуй». И третья версия - название по имени предводителя амурских дауров Досауля.
Узкоколейная железная дорога от станции Харанор до станции Досатуй, протяжённостью 170 километров, была построена в 1939-40 годах. Дорога имела стратегическое значение— она пролегала параллельно государственной границе СССР с марионеточным государством Маньчжоу-Го, фактически — частью Китая, оккупированной Японией. По состоянию на 1943 год, узкоколейная железная дорога находилась в составе железной дороги имени В. М. Молотова (часть сети общего пользования НКПС СССР). Дорога находилась во временной эксплуатации. Во время Великой Отечественной войны с 1941-1945 г именно при помощи узкоколейки снабжались горючим военные части, расположенные на границе с Китаем и Монголией. Также во время войны на территории будущего п. Досатуй располагался военный полевой госпиталь, о чем свидетельствует захоронение, датированное 1945г. В 1946 году движение было прекращено, узкоколейная железная дорога была законсервирована. Таким образом, еще не создавшееся село внесло неоценимый вклад в Победу во второй мировой войне.
В 1949 году было принято решение о восстановлении дороги. В 1950 году на станцию Досатуй прибыла воинская строительная часть, которой командовал капитан Курденок. Одновременно со строительством железной дороги солдаты под командованием капитана Долбня строили первую улицу поселка Досатуй. За четыре года с 1950 по 1954г. было построено 10 домов. Летопись села начинается с 1954года, к этому времени была построена первая улица Привокзальная, там и заселились первые семьи железнодорожников. Соловьев Александр Николаевич со своей семьей прибыл в 1952г., семьи Бронникова Ивана Сергеевича и Баженова Михаила, Кустова Григория Ивановича–в 1953, семья Золотухина Владимира Ивановича, Былкова Георгия Алексеевича, Четверикова Николая Васильевича, Гальямова Кошафа Гальямовича, Куликова Лаврентия Алексеевича приехали в 1954г. Почти во всех семьях было по 3-4, а то и более, детей. И мужья, и жены работали на железной дороге: Гальямовы Кошаф Гальямович – мастер путей, Елена Павловна – обходчик путей; Четвериков Николай Васильевич – машинист паровоза, а Галина Андреевна – истопник паровоза, в паре и работали. В начале на УЖД работали паровозы.
Одно лето начальником станции был Былков Г.А., потом – Рогалев Иван. В 1956г. на должность начальника станции приехал Агапкин Григорий Михайлович. Он проработал 5 лет.. Затем в течение пяти лет руководил работой станций Шерловая, Хадабулак, Досатуй, Харанор.(1960-1965) Александр Довгялло.
До 1955 года был построен железнодорожный вокзал, и дорога-узкоколейка была сдана в эксплуатацию. В 1957 году начато возведение участка Досатуй — Ново-Цурухайтуй (Приаргунск), в 1963 году он был принят в постоянную эксплуатацию. Это было связующее звено для доставки грузов на строительство ТЭЦ, рабочего поселка и возведения совхоза первоцелинников «Молодежный». Стал курсировать и пассажирский состав, и жители добирались до областного центра на поезде. Участок Харанор — Приаргунск обслуживался тепловозами ТУ2. Первый тепловоз поступил в 1958 году.
В 1958г. построен мост через речку Урулюнгуй, а до этого был брод, который назывался Воеводским, да узенький мостик пешеходный, где ребятишки бегали-купались. Открылся первый магазин Сельпо и организована «Сельхозтехника». В 1959г. появилась торговая база Райпотребсоюза, «Заготзерно» и «Автохозяйство».
Народ прибывал на станцию Досатуй. В конце 50-ых - начале 60-ых на железной дороге появились новые семьи, новые работники: семьи Федореевых, Тимофеевых, Епифанцевых, Пешковых, Старцевых, Кузнецовых, Макушевых, Михеевых.
Поезд "Голубая Аргунь" осуществлял перевозки с 1963-1971г. по узкоколейной дороге Харанор-Досатуй: вагоны маленькие, сиденья деревянные. В 1965г. началось строительство ширококолейной железной дороги, а в сентябре 1971 запущен новый стальной путь «Харанор -Приаргунск». До 1969 дежурным по станции работал Красиков Анатолий Моисеевич, а затем стал начальником станции. Проработал до 1985 года. В мае 1972г. началось беспересадочное движение поезда «Приаргунск- Чита». За эти годы в Досатуе было построено новое здание вокзала и три жилых двухэтажных дома для железнодорожников. В 1979г. станция Досатуй награждена медалью «В ознаменование 25-летия с начала освоения целинных и залежных земель».
Для обслуживания железнодорожной станции требовался опытный персонал: машинисты, путейцы, дежурные, составители, приемосдатчики. Дети и внуки первых железнодорожников пошли по стопам своих родных, на железной дороге трудились, оставаясь верными профессии железнодорожников, династии Макушевых, Баженовых, Гальямовых, Михеевых. Более 30 лет приветствовали нас гудками тепловозов Макушев Николай Федотович и Федурин Василий Алексеевич. Под их наставническим оком трудились машинисты тепловозов: Баженов Александр Михайлович, Михеев Владимир, Кирин Сергей, Чипизубов Алексей, Алтобасов Виктор, Слинков Виктор, Коновалов Валерий, Ляндин Валерий, помощники машинистов: Бояркин Сергей, Дятловский Александр, Перебоев Виктор, , Макушев Игорь.
На протяжении многих лет звучали голоса, объявляющие о прибытии поезда, дежурных по станции: Козловой Валентины Ивановны, Кириной Анны Николаевны, Горяиновой Галины Петровны, Косяковой Нины Михайловны, Хохлова Бориса Николаевича. Долгое время бригаду путейцев возглавлял Кустов Г.И., а водителем на путейской машине работал Старцев Иван. Ремонтировали пути Куликов Алексей Лаврентьевич, Федореев Василий, а затем руководил бригадой путейцев его сын Федореев Александр Васильевич, и сейчас продолжает следить за путями Мушаков Владимир. Среди обходчиков путей Бояркина Зоя Михайловна, Синюгин Сергей Яковлевич, осмотрщик вагонов – Гальямов Вячеслав Кошафович, Тимофеев Валерий Митрофанович, Гладких Сергей Николаевич, Балагуров Михаил Николаевич. Звание «Почетный железнодорожник» получил Белимов Александр Федорович, за свой труд машиниста крана награжден орденом «Знак Почета». В билетной кассе приветливо встречали пассажиров Коновалова Клавдия Васильевна, Смолянская Людмила Александровна, Старцева Евгения Ивановна. Много лет проработал на железной дороге Тюкавкин Василий Иванович, Щербаков Дмитрий Иннокентьевич, Белимова Луиза Сергеевна, Тесля Александра Васильевна, Макушева Флорида Иннокентьевна и другие. Вся трудовая деятельность прошла на железной дороге у Крупень Екатерины Григорьевны, Скороход Людмилы Валентиновны, Козловой Людмилы Васильевны.
На должности начальника станции работали Терещенко Александр, Ефремов , Горяинова Галина Петровна, Федореева Нина Васильевна, Савватеев Сергей Анатольевич. Сейчас начальником станции уже не один год работает продолжательница железнодорожной династии Швец Юлия Валерьевна.
В 1966 г. указом президиума ВС РСФСР поселки при железнодорожной станции Досатуй и фермы № 2 совхоза имени Погадаева, фактически слившиеся в единый населенный пункт, наименованы посёлком Досатуй.
Нет комментариев