«Какая пропасть между десятью заповедями, которые получил Моисей на горе Синай, и заповедями блаженств. 10 заповедей просты: вот это делай, а вот это не делай. Заповеди блаженств устанавливают горизонт, стремясь к которому, ты, с одной стороны, совершенствуешься, с другой - никогда его не достигаешь; их идея - в исполнении как процессе.
Идеи заповедей, данных Моисею, которые нам сегодня кажутся простыми и даже морально примитивными, для того момента были высотой законотворческой и религиозной мысли. Но для того человечество и развивалось, чтобы приблизиться к более глубоким - новозаветным.
Изгнание торговцев или иссушение смоковницы, исцеления, послание апостолов на проповедь по двое - это все знаки, которые должны сигнализировать окружающим о наступлении Царства. Есть уникальные знамения, а есть вещи, которые Христос предлагает как общее правило - например, про щеку, и мы видим, как Он же его и исполняет. Христа бьют по щеке в доме первосвященника, но Он не бьет в щеку в ответ, а задает вопрос: «Если Я сказал что-то не так, укажи, в чем Я не прав, — ответил Иисус. — А если говорю правду, почему ты Меня бьешь?» (Ин. 18: 23). Это и научение, и действие. А в случае с изгнанием торговцев из храма - это пророческое действие, которое должно подчеркнуть конкретные вещи, здесь - Его мессианское достоинство… Христос как Мессия имеет власть распоряжаться храмовым пространством. Если функция Храма выполняется неверно, Он может на это указать. Ни у кого не возникло вопросов, почему в Храме нельзя торговать, но - ты-то кто тут указывать? Возмущение граждан было такого уровня.
Изнутри новозаветного откровения мерою всего является Крест Христов. Нам апостол Павел об этом говорит: «А я ничем не хочу хвастаться - одним лишь крестом Господа нашего Иисуса Христа, благодаря которому мир распят для меня, а я - для мира» (Гал. 6: 14). Соответственно, меру любви или нелюбви Божией тоже определяет Крест Христов. Распятый на кресте Христос - деяние предельной любви. Новозаветное откровение, в отличие от ветхозаветного, показывает Бога другого - Бога, Который явил Самого Себя» (священник Александр Сатомский).
Феофана Затворника
(Деян.8:40–9:19; Ин.6:48–54)
Св. Павел вначале так ревностно защищал ветхозаветные порядки потому, что искренно был уверен, что на то, чтобы те порядки стояли неизменно, есть непреложная воля Божия. Не потому ревновал, что то была отеческая вера, но потому, что ревнуя службу Богу приносил. В этом был дух его жизни – Богу себя посвящать и все силы обращать на угодное Ему. Потому для обращения его или для того, чтобы заставить его не стоять так за ветхозаветие, а стать, напротив, на сторону новозаветия, достаточно было осязательно показать, что Бог не хочет уже ветхого завета, а хочет нового, все благоволение Свое от первого перенес ко второму. Это и совершило в нем явление ему Господа на пути. Тут ясно стало для него, что он не туда обращает свою ревность, куда следует, и что, действуя так, не угождает Богу, а идет против воли Его. Это узрение положения дел, при помощи благодати Божией, тотчас изменило его стремления, и он воззвал: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян.9:6) И с этого момента всю свою ревность обратил уже на то, что ему указано было, и всю жизнь не забывал этого события в жизни своей, но, благодарно вспоминая его, возгревал тем ревность свою – не щадя сил, работать для Господа, Спасителя своего.
Так действуют и так следует действовать и всем, искренно обратившимся к Господу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев